Всюду я, где трепет страстный
Своевольно зыблет грудь.
Вы бессильны, вы не властны
Тайну страсти обмануть!
Лгите зовом поцелуя,
О любви ведите торг, —
В миг последний, торжествуя,
Опьянит глаза восторг!
Так описывал поэт Валерий Брюсов тайну эроса и притягательность обнаженного женского тела. Поэт легок и мечтателен, ведь поэзия, как и любой творческий полет, воздушна и ненавязчива. Она лишь намекает и приоткрывает, но не объясняет и не доказывает. Она приглашает к соучастию искателя настоящих переживаний. Ценителя глубокой поэзии и прекрасных женщин.
Поэзия и обнаженное тело. Что еще по своей выразительности, откровенности и притягательности может встать в один ряд с этими вечными стихиями? Что, казалось бы, здесь можно добавить? Только одно – живопись. Настоящую искреннюю живопись. Еще более выразительную стихию, способную вместить в себя поэта, пространство его дерзновений и красоту божественного творения.
На выставке «Лицо и тело» замечательного питерского художника Анатолия Заславского мы имеем возможность быть свидетелями такого синтеза. Лица поэтов, философов и актеров, их обаяние и дерзновенный порыв соседствуют с обнаженными телами моделей. Анатолий Савельевич столкнул в одном пространстве два разных высказывания – пластику тела и спокойствие духа. Явление и намек. Земное и небесное.
Выставка проходит с 17 мая по 10 июня 2019 года в галерее Елены Абрамовой. Место очень уютное, как будто специально придуманное для демонстрации творчества одного из безнадежных. Самого безнадежного.
На вернисаже играл легкий джаз, и он не был «просто докучающим шумом», а прекрасно гармонировал с экспозицией и деликатно вводил зрителя в пространство смыслов. Когда это вхождение произошло, джаз перестал быть.
Анатолий Савельевич Заславский – создатель и вдохновитель объединения «Безнадежные живописцы». Это группа художников, чуждых по своим жизненным убеждениям и творческой манере современным трендам и обывательскому вкусу.
«Безнадежные» уходят от традиционного восприятия реальности с ее постоянными аллюзиями, отсылками и ассоциациями. От вороха накопленных сравнений и исследований, начиная с литературных и заканчивая историческими. Таким образом, благодаря столь радикальной позиции, происходит вовлечение в первичное пространство тихого творческого акта, где есть только художник, натура и краска. И еще – безнадежная любовь к живописи.
Где без предвзятых и навязанных нашим сознанием шаблонов существует живая ткань божественного творения – настоящая реальность, сокрытая от нас нашим же собственным стереотипным мышлением.
Художник, натура и краска – это, как говорит сам Анатолий Савельевич, единство трех событий, при слиянии которых происходит чудо переноса душевных переживаний на холст. Раскрытие потаенного и мучительный поиск реальности. Реальности в своих глубинных архетипах, в своем исподнем, без тяжелых одежд опосредованности и макияжа устоявшихся тенденций.
Истина (Алетейя) с греческого языка переводится как «несокрытое». То, что всегда доступно и ждет лишь одного – своего искателя. Истина всегда наличествует в мире. Проблема в том, что мы чаще всего ее не видим, довольствуясь наработанными схемами. Живем и не видим главного, ради чего, собственно, и стоит жить.
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» – говорит Спаситель в книге Откровения. Он тоже тихо и смиренно ждет того, кто ищет Его.
А мы спешим и отвлекаемся, не ищем и не находим. Суета и шаблонное мышление жестко загоняют нас в мрачные пещеры бессмысленности.
И если мы не хотим довольствоваться созерцанием невнятных теней на стене пещеры, живопись может прийти на помощь. Живопись, также как и поэзия обладает инструментарием непредвзятого, чистого взгляда на мир.
Через краску, через соединение цветов можно увидеть самую суть предмета и его метафизическое место в соотношении с миром. Взаимодействие предмета и окружающего его пространства, выраженное через переходы цвета, является основой живописи.
Обнаженные тела на картинах Анатолия Савельевича не притворяются голыми женщинами. Не являют собой довлатовское «овощное великолепие форм» и не соблазняют своими «плодово-ягодными» украшениями. Это всего лишь краска, гениально положенная на холст и возбуждает она только раздумья.
Тоже происходит и с портретами, представленными на выставке – они не призваны восхищать сходством и убеждать точностью. Они – краска, беспрестанно ищущая форму, чтобы принять в себя глубину изображаемого.
Анатолий Савельевич, ведомый своей любовью к краске, с помощью краски и ради самой краски изображает нечто, глубоко впечатлившее его. Он пребывает в трепете создания и приглашает зрителя присоединиться к его радости и прочувствовать это событие вместе. Художник, натура и краска – три природы, соединившись в единый творческий акт, вызвали из небытия новую сущность. Нечто, никогда небывшее, стало быть.
Живопись здесь выступает как путь, как цель и как переживание. Она способна дать искателю многие радости. Живопись, подобно омофору, может защитить и согреть путника, уставшего от ядовитого прагматизма современного мира.
Цвета на полотнах, сочетания красок, извивы мазка и творческий посыл мастера увлекают за собой и уводят в чудесный мир бесконечности.
Туда, где времени больше не будет…
Больше картин с выставки можно увидеть в нашем Инстаграме.
Ещё одно лицо, неизвестный ранее мне художник. Правда, я видела его на открытии выставки художника Владимира Паршикова. Видно что Анатолий Заславский широкой души, мазки свободные, быстрые, любит рисовать. Имеет право. Статья интересная. Посмотрела с интересом и заглянула в инстаграм. Спасибо. Заметка дилетанта.
Спасибо Вам за комментарий. Я рад, что статья понравилась.
Давно искала подобное, спасибо очень интересно!