Роберто Матта входит в десятку величайших художников ХХ века и является крупнейшим представителем латиноамериканского сюрреализма.
Творческую манеру Матты отличает резкий, даже радикальный взгляд на фундаментальные основы миросозерцания. Художник не боится экспериментировать и разрушать устоявшиеся традиции. В его поиске нет преград – мастер не придерживается никаких формальных направлений. Он шире художественных течений и больше стандартных стилей. Сюрреализм Матты близок к экспрессионизму и абстракционизму в манере, но и бесконечно далек от них в сюжетной составляющей.
В творческих фантазиях Роберто Матты сливаются биология, механика и бессознательное. Художник создает фантастические миры, населенные неземными существами, антропоморфными машинами и насекомообразными людьми. Странная, безумная жизнь бурлит на полотнах Матты, невообразимые смеси пузырятся в его тигле. Размеры некоторых картин художника так велики, что происходит эффект погружения – иногда в загадочный и манящий пейзаж, а иногда в дурную реальность психически больных ксеноморфов. Мастер умело смешивает в диковинный сплав беспредметную абстракцию, фантастические ландшафты, тайные переживания видоизмененных живых существ и исковерканные экстазы механических организмов.
Матта не только художник, в своей долгой жизни он проявил себя и как оригинальный философ, и как глубокий поэт-мистик. Десятилетиями он погружался в пучины подсознания и изучал самые потаенные слои человеческого разума. В его мирах есть место и радостному безумию Алисы Льюиса Кэрролла, и кощунственной грубости Жюстины Маркиза де Сада. В творчестве Матты непознанное сливается с необъяснимым.
В 1924 году французский писатель и поэт Андре Бретон выпустил свой «Манифест сюрреализма: Растворимая рыба». Новое экстравагантное художественное течение получило полноценную программу. Сюрреализм ворвался в творческие круги и, подобно смерчу, начал вбирать в свою воронку всех незаурядных и непримиримых борцов с привычной и опостылевшей реальностью. С расколдованным миром модерна. Задушенные прагматизмом капитализма, творцы набрали полные легкие воздуха свободного искусства.
В зарождающемся сюрреализме поэты, писатели и художники обнаружили долгожданную возможность нового явления волшебства. Им захотелось вновь, вслед за романтиками, заколдовать мир, облачить его в священные ризы мифа. Наконец-то вернуться к осознанию мгновения, к ценности сиюминутности и возродить трепет каждой секунды настоящего. Все то, что было сброшено с корабля современности и удалено из рационального мира прагматизма. Долгожданная мечта, похоже, сбывалась.
Искусство вновь попыталось приобрести «ауру», стать вместилищем духа, воплощением истины. Оно приблизилось к долгожданной цели, ярко заявленной Артюром Рембо – преображению жизни. Древние мечтания о снятии противоречий между фантазией и реальностью, поэзией и обыденностью, могли воплотиться в жизнь. Для этого нужно было открыть прежде неизвестные или табуированные пространства реальности – психоанализ, с его подробным описанием различных расстройств сознания, интригующие и пугающие опыты Исидора Дюкасса, более известного как граф Лотреамон, алхимические прозрения Густава Майринка, запредельные фантазии Лавкрафта.
К ангелическим и инфернальным существам, уже давно присутствующим в искусстве, добавились бесформенные, вязкие и дурманящие миазмы бессознательного. После беспредметности авангарда пришло безмыслие сюрреализма.
Новое направление должно было встряхнуть расплывшихся в комфорте обывателей и разрушить общепринятые нормы жизни. Пересмотр взаимоотношений с окружающим миром, исследование воображения и проникновение в грезы – такие революционные цели ставили перед собой новоявленные пророки. Они дерзали свергнуть устоявшийся строй и заложить основы нового мира…
То, что у них ничего не получилось, мы можем увидеть невооруженным взглядом – экономическая выгода адской и непроницаемой сетью опутала любые проявления человеческого духа и творчества. «Общество спектакля» стало тотальным и необратимым. Люди пребывают в гипнотическом безумии современных технологий. Они тупеют, заслонившись от настоящего тысячами экранов, и погружаются в виртуальную бездну матрицы. Затухающий огонек духа стал практически неразличимым.
Но тогда сюрреалисты стояли, как им казалось, перед будущим преображением. «Двери восприятия» были открыты настежь.
Но вернемся к Роберто Матте и проследим становление великого мастера. Попробуем почувствовать тепло внутреннего огня художника, излитого на полотна и созидающего немыслимые миры, несуществующие никогда.
Когда вышел бретоновский манифест сюрреализма, Роберто Матте было 13 лет. Но судьба распорядилась так, что именно ему было суждено стать последним великим сюрреалистом.
Родился Матта 11.11.1911г. в столице Чили Сантьяго. Его отец был обеспеченным землевладельцем, что очень помогло сыну получить прекрасное образование – он закончил колледж иезуитов и архитектурный факультет университета Сантьяго. Мать будущего художника, личность незаурядная, творческая и блестяще образованная, поощряла увлечение сына языками, литературой и искусством. Особенно юноша любил живопись и собирался связать с ней жизнь. Но, когда пришло время выбирать высшее образование, именно мать настояла на профессии архитектора. Она считала, что рисованием труднее заработать себе на пропитание. Прагматизм победил. Поэтому Матта так и не получил художественного образования. При этом архитектурные штудии не прошли даром – они привили юноше чувство структуры, что проявилось в его оригинальном художественном почерке.
В начале 1930-х годов у молодого архитектора произошел перелом мировоззрения. Ему было мало работы дизайнера, он хотел творить в другой области. Его сердце бесповоротно тяготело к живописи. Осмыслив свое прошлое и будущее, Матта принял решение отправляться в Париж.
Чтобы найти деньги на такое дорогое и долгое путешествие, Роберто нанялся матросом на корабль торгового флота, следующий в Англию. Туманный Альбион стал начальной точкой в длинном пути к вершине мастерства. Приехав в Париж в 1933 году, Матта пару лет проработал в студии знаменитого архитектора Ле Корбюзье. В 1935 году он покинул студию и отправился в странствие по Европе.
В Испании Матта познакомился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и благодаря его влиянию проникся идеями сюрреализма. Лорка ввел молодого и амбициозного художника в круг своих друзей. Так Роберто Матта сблизился с Сальвадором Дали и Андре Бретоном, сыгравшими важнейшую роль в его становлении.
Андре Бретону, основателю сюрреализма понравился молодой, темпераментный и многообещающий художник. Именно Бретон, раскрыл Роберто Матте суть сюрреализма и выступил его «крестным отцом». Матта, как губка, впитывал новый революционный взгляд на окружающий мир. Идею о том, что наши глаза видят только небольшой фрагмент реальности, а сама реальность намного превосходит все органы чувств. Окружающий мир похож на бездонный океан, а мы довольствуемся только небольшим прудиком. Задача художника, по Бретону, через свое бессознательное проникнуть в ослепительные миры, сокрытые для обычных людей. Проникнуть, рассмотреть и представить зрителям. Матта был очарован таким подходом к творчеству, а парижские сюрреалисты с радостью приняли его в свой круг.
Тогда и произошел у Роберто Матты окончательный переход от архитектора к художнику. Скучная упорядоченность и рациональность архитектуры сменилась на хаотичные, иррациональные и экстатические фантазии в рисовании. Его теперь не привлекало строить здания для людей, он хотел изучить самих людей – их психологию, рефлексы и реакции.
В середине 30-х Матта познакомился с трудами русского математика и мистика Петра Успенского и увлекся его метафизическими концепциями. Озарения Успенского легли на благодатную почву молодого экспериментатора и проросли фантастическими видами пространства в разные моменты времени. Матта показывал мир с точки зрения «Четвертого измерения» – когда любой предмет или существо можно наблюдать «до и после».
В 1938 году, во Франции, Матта перешел к масляной живописи и разработал свой собственный творческий метод. Принципиальное отличие этого метода в том, что художник изначально не знает ни сюжета будущей картины, ни цветового решения, а, прибегая к фантазии или галлюцинации, пытается воссоздавать структуры, приходящие изнутри. Образы из бессознательного должны были напрямую перетекать на холсты, оплетая туманные сюжеты зыбкой вязью неизреченного. В этой технике «автоматического письма» Матта в значительной степени ориентировался на опыты и открытия Андре Бретона и размышления Леонардо да Винчи о немыслимой скуке рисовать уже всем известное. Свои работы Матта называл «внутренние пейзажи» и «психологические морфологии».
Когда началась Вторая Мировая война, в 1939 году, Матта, как и многие европейские сюрреалисты переехал в США, где быстро сформировалось американское крыло сюрреализма. Свободно владеющий английским языком, Матта стал оказывать наибольшее влияние на американских художников, постепенно оттесняя с ведущих позиций Андре Бретона. Последнего стал раздражать молодой, образованный и темпераментный чилиец. Ревность к лидерству вылилась в личную неприязнь.
В Америке, тем временем, под руководством Бретона и Матты возникло движение абстрактного экспрессионизма, яркими представителями его были Джексон Поллок, Марк Ротко и Аршил Горки. Им понравилась оригинальная находка Матты создавать миры целиком – с ландшафтами, историями и живущими там существами. Это в корне отличалось от того, что делали другие, более известные сюрреалисты – Дали и Магритт. Последние, по сравнению с Маттой, выглядели вполне академично и традиционно.
В США Матта провел 9 лет. В этот период в его работах стали появляться мотивы постоянной трансформации времени, и многомерности пространств. От красивых космических пейзажей он переходит к конфликтным сюжетам – где биоморфные формы, роботы или мутанты, претерпевают техногенные испытания и подвергаются разрушению и распаду. Матта в те страшные годы войны размышлял над жестокими испытаниями разумных существ: человекоподобных, механических или ксеноморфных. Он пытался показать единство экзистенциальных переживаний у любых видов организмов. Тогда же он начинает осваивать холсты огромных размеров, и содержание его фантазий устремляется к циклопическим формам.
В Европу Роберто Матта возвратился в 1948 году и узнал, что бывшие соратники-сюрреалисты изгнали его из своих рядов. Формальной причиной стало самоубийство Аршила Горки на почве ревности. Ходил слух, что у Матты и жены Горки был бурный роман, приведший к столь печальным последствиям. Но скорее всего Андре Бретон таким образом избавился от талантливого претендента на лидерство.
С Бретоном Матта помирился только в 1959 году, мэтр все-таки перестал видеть в нем непослушного соперника и принял обратно в свою «партию».
В последующие годы мастер разделил свою жизнь между Европой и Южной Америкой. В его творчестве появились политические нотки, а он сам увлекся социалистическим движением. Он часто бывал на Кубе, поддерживал Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевару, являлся активным сторонником чилийского президента Сальвадора Альенде. Матта считал, что искусство должно быть революционным и активным – поэтому суть художника не в самолюбовании, а постоянном поиске путей преобразования мира.
В узких кругах рафинированных интеллектуалов популярность Роберто Матты укреплялась, его выставки и ретроспективы проходили в Нью-Йорке, Стокгольме, Париже, Лондоне, Брюсселе и других крупнейших городах. Но большого признания в Европе он так и не получил – западный мир видел в нем художника «левой» направленности и потому игнорировал, а для социалистического лагеря сюрреализм был идеологически враждебен. Единственной страной, где Матта всегда был любим, оказалась его родная Чили.
Также Матта оказался немоден на международном арт-рынке. И не только потому, что был человеком принципиальным, независимым и имел четко выраженную жизненную позицию. Но и из-за своего философского подхода к творчеству – его сложные, насыщенные символами и метафорами работы могли адекватно оценить только единицы, а основной массе потребителей современного искусства он казался скучным и тяжелым.
Последние годы жизни художник жил в Италии, в небольшой деревушке под Римом, там у него было все что нужно – студия и галерея. До самого конца он работал, размышлял и творил. Умер мастер 23 ноября 2002 года. В этот день в Чили объявили национальный трехдневный траур.
Роберто Матта — художник уникальный, в его творчестве не было несюрреалистического периода. Хотя он и творил на перекрестке стилей, и не вмещался ни в какие рамки, он всегда оставался верен сюрреализму. На своих полотнах мастер, показывая воображаемые миры и невиданных существ, всегда обращался к проблемам социальной жизни и человеческим экзистенциальным переживаниям. Он всю жизнь интересовался только неизвестным, но для того чтобы лучше понять известное. Рисуя мрачные пейзажи и жуткие нечеловеческие катастрофы, Роберто Матта мечтал о другом мире. О прекрасном мире справедливости и бесконечной радости.
О мире сбывшихся детских грез и простого человеческого счастья…
Больше фотографий с выставки в нашем инстаграме.
Спасибо за статью, узнала совсем неизвестного мне художника. Как я ни старалась увидеть художника, увидела очень старательного декоратора фантазий писателя фантаста. Такие художники тоже нужны. Прошу прощения. Статья написана очень увлекательно, умно, с любовью к художнику.
Спасибо за Ваш отзыв. Но он не декоратор, а творец. Именно он придумывает миры.
Да с этим я согласна.