Четвертое измерение Роберто Матты

Роберто Матта входит в десятку величайших художников ХХ века и является крупнейшим представителем латиноамериканского сюрреализма.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
Выставка Роберто Матты проходила в Эрмитаже с 10 апреля по 30 июня 2019 года

Творческую манеру Матты отличает резкий, даже радикальный взгляд на фундаментальные основы миросозерцания. Художник не боится экспериментировать и разрушать устоявшиеся традиции. В его поиске нет преград – мастер не придерживается никаких формальных направлений. Он шире художественных течений и больше стандартных стилей. Сюрреализм Матты близок к экспрессионизму и абстракционизму в манере, но и бесконечно далек от них в сюжетной составляющей.

В творческих фантазиях Роберто Матты сливаются биология, механика и бессознательное. Художник создает фантастические миры, населенные неземными существами, антропоморфными машинами и  насекомообразными людьми. Странная, безумная жизнь бурлит на полотнах Матты, невообразимые смеси пузырятся в его тигле. Размеры некоторых картин художника так велики, что происходит эффект погружения – иногда в загадочный и манящий пейзаж, а иногда в дурную реальность психически больных ксеноморфов. Мастер умело смешивает в диковинный сплав беспредметную абстракцию, фантастические ландшафты, тайные переживания видоизмененных живых существ и исковерканные экстазы механических организмов.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Альборада» 1980
Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Немыслимое» 1957

Матта не только художник, в своей долгой жизни он проявил себя и как оригинальный философ, и как глубокий поэт-мистик. Десятилетиями он погружался в пучины подсознания и изучал самые потаенные слои человеческого разума. В его мирах есть место и радостному безумию Алисы Льюиса Кэрролла, и кощунственной грубости Жюстины Маркиза де Сада. В творчестве Матты непознанное сливается с необъяснимым.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Либерос» 1969

Сюрреализм

В 1924 году французский писатель и поэт Андре Бретон выпустил свой «Манифест сюрреализма: Растворимая рыба». Новое экстравагантное художественное течение получило полноценную программу. Сюрреализм ворвался в творческие круги и, подобно смерчу, начал вбирать в свою воронку всех незаурядных и непримиримых борцов с привычной и опостылевшей реальностью. С расколдованным миром модерна. Задушенные прагматизмом капитализма, творцы набрали полные легкие воздуха свободного искусства.

В зарождающемся сюрреализме поэты, писатели и художники обнаружили долгожданную возможность нового явления волшебства. Им захотелось вновь, вслед за романтиками, заколдовать мир, облачить его в священные ризы мифа. Наконец-то вернуться к осознанию мгновения, к ценности  сиюминутности и возродить трепет каждой секунды настоящего. Все то, что было сброшено с корабля современности и удалено из рационального мира прагматизма. Долгожданная мечта, похоже, сбывалась.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Внутренний ландшафт» 1943

Искусство вновь попыталось приобрести «ауру», стать вместилищем духа, воплощением истины. Оно приблизилось к долгожданной цели, ярко заявленной Артюром Рембо – преображению жизни. Древние мечтания о снятии противоречий между фантазией и реальностью, поэзией и обыденностью, могли воплотиться в жизнь. Для этого нужно было открыть прежде неизвестные или табуированные пространства реальности – психоанализ, с его подробным описанием различных расстройств сознания, интригующие и пугающие опыты Исидора Дюкасса, более известного как граф Лотреамон, алхимические прозрения Густава Майринка, запредельные фантазии Лавкрафта.

К ангелическим и инфернальным существам, уже давно присутствующим в искусстве, добавились бесформенные, вязкие и дурманящие миазмы бессознательного. После беспредметности авангарда пришло безмыслие сюрреализма.

Новое направление должно было встряхнуть расплывшихся в комфорте обывателей и разрушить общепринятые нормы жизни. Пересмотр взаимоотношений с окружающим миром, исследование воображения и проникновение в грезы – такие революционные цели ставили перед собой новоявленные пророки. Они дерзали свергнуть устоявшийся строй и заложить основы нового мира…

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Психологическая морфология тревоги» 1938

То, что у них ничего не получилось, мы можем увидеть невооруженным взглядом – экономическая выгода адской и непроницаемой сетью опутала любые проявления человеческого духа и творчества. «Общество спектакля» стало тотальным и необратимым. Люди пребывают в гипнотическом безумии современных технологий. Они тупеют, заслонившись от настоящего тысячами экранов, и погружаются в виртуальную бездну матрицы. Затухающий огонек духа стал практически неразличимым.

Но тогда сюрреалисты стояли, как им казалось, перед будущим преображением. «Двери восприятия» были открыты настежь.

Но вернемся к Роберто Матте и проследим становление великого мастера. Попробуем почувствовать тепло внутреннего огня художника, излитого на полотна и созидающего немыслимые миры, несуществующие никогда.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Внутренняя Герилья» 1967

«Жить там откуда я живу»

Когда вышел бретоновский манифест сюрреализма, Роберто Матте было 13 лет. Но судьба распорядилась так, что именно ему было суждено стать последним великим сюрреалистом.

Родился Матта 11.11.1911г. в столице Чили Сантьяго. Его отец был обеспеченным землевладельцем, что очень помогло сыну получить прекрасное образование – он закончил колледж иезуитов и архитектурный факультет университета Сантьяго. Мать будущего художника, личность незаурядная, творческая и блестяще образованная, поощряла увлечение сына языками, литературой и искусством. Особенно юноша любил живопись и собирался связать с ней жизнь. Но, когда пришло время выбирать высшее образование, именно мать настояла на профессии архитектора. Она считала, что рисованием труднее заработать себе на пропитание. Прагматизм победил. Поэтому Матта так и не получил художественного образования. При этом архитектурные штудии не прошли даром – они привили юноше чувство структуры, что проявилось в его оригинальном художественном почерке.

В начале 1930-х годов у молодого архитектора произошел перелом мировоззрения. Ему было мало работы дизайнера, он хотел творить в другой области. Его сердце бесповоротно тяготело к живописи. Осмыслив свое прошлое и будущее, Матта принял решение отправляться в Париж.

Чтобы найти деньги на такое дорогое и долгое путешествие, Роберто нанялся матросом на корабль торгового флота, следующий в Англию. Туманный Альбион стал начальной точкой в длинном пути к вершине мастерства. Приехав в Париж в 1933 году, Матта пару лет проработал в студии знаменитого архитектора Ле Корбюзье. В 1935 году он покинул студию и отправился в странствие по Европе.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Яблоко Сезанна» 1944
Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Растение» 1945

Лорка. Дали и Бретон

В Испании Матта познакомился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и благодаря его влиянию проникся идеями сюрреализма. Лорка ввел молодого и амбициозного художника в круг своих друзей. Так Роберто Матта сблизился с Сальвадором Дали и Андре Бретоном, сыгравшими важнейшую роль в его становлении.

Андре Бретону, основателю сюрреализма понравился молодой, темпераментный и многообещающий художник. Именно Бретон, раскрыл Роберто Матте суть сюрреализма и выступил его «крестным отцом». Матта, как губка, впитывал новый революционный взгляд на окружающий мир. Идею о том, что наши глаза видят только небольшой фрагмент реальности, а сама реальность намного превосходит все органы чувств. Окружающий мир похож на бездонный океан, а мы довольствуемся только небольшим прудиком. Задача художника, по Бретону, через свое бессознательное проникнуть в ослепительные миры, сокрытые для обычных людей. Проникнуть, рассмотреть и представить зрителям. Матта был очарован таким подходом к творчеству, а парижские сюрреалисты с радостью приняли его в свой круг.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Пилигрим сомнения» 1947

Тогда и произошел у Роберто Матты окончательный переход от архитектора к художнику. Скучная упорядоченность и рациональность архитектуры сменилась на хаотичные, иррациональные и экстатические фантазии в рисовании. Его теперь не привлекало строить здания для людей, он хотел изучить самих людей – их психологию, рефлексы и реакции.

В середине 30-х Матта познакомился с трудами русского математика и мистика Петра Успенского и увлекся его метафизическими концепциями. Озарения Успенского легли на благодатную почву молодого экспериментатора и проросли фантастическими видами пространства в разные моменты времени. Матта показывал мир с точки зрения «Четвертого измерения» – когда любой предмет или существо можно наблюдать «до и после».

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Маска» 1938
Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Осужденная невозможность» 1947

В 1938 году, во Франции, Матта перешел к масляной живописи и разработал свой собственный творческий метод. Принципиальное отличие этого метода в том, что художник изначально не знает ни сюжета будущей картины, ни цветового решения, а, прибегая к фантазии или галлюцинации, пытается воссоздавать структуры, приходящие изнутри. Образы из бессознательного должны были напрямую перетекать на холсты, оплетая туманные сюжеты зыбкой вязью неизреченного. В этой технике «автоматического письма» Матта в значительной степени ориентировался на опыты и открытия Андре Бретона и размышления Леонардо да Винчи о немыслимой скуке рисовать уже всем известное. Свои работы Матта называл «внутренние пейзажи» и «психологические морфологии».

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Внутренний ландшафт» 1943

Американский период

Когда началась Вторая Мировая война, в 1939 году, Матта, как и многие европейские сюрреалисты переехал в США, где быстро сформировалось американское крыло сюрреализма. Свободно владеющий английским языком, Матта стал оказывать наибольшее влияние на американских художников, постепенно оттесняя с ведущих позиций Андре Бретона. Последнего стал раздражать молодой, образованный и темпераментный чилиец. Ревность к лидерству вылилась в личную неприязнь.

В Америке, тем временем, под руководством Бретона и Матты возникло движение абстрактного экспрессионизма, яркими представителями его были Джексон Поллок, Марк Ротко и Аршил Горки. Им понравилась оригинальная находка Матты создавать миры целиком – с ландшафтами, историями и живущими там существами. Это в корне отличалось от того, что делали другие, более известные сюрреалисты – Дали и Магритт. Последние, по сравнению с Маттой, выглядели вполне академично и традиционно.

В США Матта провел 9 лет. В этот период в его работах стали появляться мотивы постоянной трансформации времени, и многомерности пространств. От красивых космических пейзажей он переходит к конфликтным сюжетам – где биоморфные формы, роботы или мутанты, претерпевают техногенные испытания и подвергаются разрушению и распаду. Матта в те страшные годы войны размышлял над жестокими испытаниями разумных существ: человекоподобных, механических или ксеноморфных. Он пытался показать единство экзистенциальных переживаний у любых видов организмов. Тогда же он начинает осваивать холсты огромных размеров, и содержание его фантазий устремляется к циклопическим формам.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Первый свет» 1954
Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Дело Розенбергов» 1952
Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Казнь Розенбергов» 1954

Зрелость

В Европу Роберто Матта возвратился в 1948 году и узнал, что бывшие соратники-сюрреалисты изгнали его из своих рядов. Формальной причиной стало самоубийство Аршила Горки на почве ревности. Ходил слух, что у Матты и жены Горки был бурный роман, приведший к столь печальным последствиям. Но скорее всего Андре Бретон таким образом избавился от талантливого претендента на лидерство.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«На обрывках сна» 1956
Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Сбрасываем карты» 1957

С Бретоном Матта помирился только в 1959 году, мэтр все-таки перестал видеть в нем непослушного соперника и принял обратно в свою «партию».

В последующие годы мастер разделил свою жизнь между Европой и Южной Америкой. В его творчестве появились политические нотки, а он сам увлекся социалистическим движением. Он часто бывал на Кубе, поддерживал Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевару, являлся активным сторонником чилийского президента Сальвадора Альенде. Матта считал, что искусство должно быть революционным и активным – поэтому суть художника не в самолюбовании, а постоянном поиске путей преобразования мира.

В узких кругах рафинированных интеллектуалов популярность Роберто Матты укреплялась, его выставки и ретроспективы проходили в Нью-Йорке, Стокгольме, Париже, Лондоне, Брюсселе и других крупнейших городах. Но большого признания в Европе он так и не получил – западный мир видел в нем художника «левой» направленности и потому игнорировал, а для социалистического лагеря сюрреализм был идеологически враждебен. Единственной страной, где Матта всегда был любим, оказалась его родная Чили.

Также Матта оказался немоден на международном арт-рынке. И не только потому, что был человеком принципиальным, независимым и имел четко выраженную жизненную позицию. Но и из-за своего философского подхода к творчеству – его сложные, насыщенные символами и метафорами работы могли адекватно оценить только единицы, а основной массе потребителей современного искусства он казался скучным и тяжелым.

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Эргонавты» 1965
Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Китерианство» 1972
Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
«Яйцо Эроса» 1982

Последние годы жизни художник жил в Италии, в небольшой деревушке под Римом, там у него было все что нужно – студия и галерея. До самого конца он работал, размышлял и творил. Умер мастер 23 ноября 2002 года. В этот день в Чили объявили национальный трехдневный траур.

Роберто Матта — художник уникальный, в его творчестве не было несюрреалистического периода. Хотя он и творил на перекрестке стилей, и не вмещался ни в какие рамки, он всегда оставался верен сюрреализму. На своих полотнах мастер, показывая воображаемые миры и невиданных существ, всегда обращался к проблемам социальной жизни и человеческим экзистенциальным переживаниям. Он всю жизнь интересовался только неизвестным, но для того чтобы лучше понять известное. Рисуя мрачные пейзажи и жуткие нечеловеческие катастрофы, Роберто Матта мечтал о другом мире. О прекрасном мире справедливости и бесконечной радости.

О мире сбывшихся детских грез и простого человеческого счастья…

Художник Роберто Матта. Биография и фото с выставки
Роберто Матта (11.11.1911-23.11.2002)

Больше фотографий с выставки в нашем инстаграме.

Предыдущая запись Безбрежное море Фриды Кало
Следующая запись Художник Анатолий Заславский. Живопись лиц и тел
Обсуждение: 3 комментария
  1. Лилия:

    Спасибо за статью, узнала совсем неизвестного мне художника. Как я ни старалась увидеть художника, увидела очень старательного декоратора фантазий писателя фантаста. Такие художники тоже нужны. Прошу прощения. Статья написана очень увлекательно, умно, с любовью к художнику.

    Ответить
    1. Родион Творогин:

      Спасибо за Ваш отзыв. Но он не декоратор, а творец. Именно он придумывает миры.

      Ответить
  2. Лилия:

    Да с этим я согласна.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *