Фильм «Майор» Юрия Быкова. Царство зверя

Существует положение в шахматах – цугцванг, когда любой ход игрока приводит к ухудшению позиции. Юрий Быков, сценарист и режиссер фильма «Майор», мастерски владеет таким приемом. Его герои попадают не просто в трудные, а в безвыходные ситуации. У них нет даже шанса выбраться из кризиса и остаться человеком.

Фильм тяжелый для восприятия. Неожиданно беспросветен даже для подготовленного зрителя. Быков не использует ни метафоры, ни фильтры, ни намеки – он рубит сплеча и смотрит, что из этого получится. Режиссер действует предельно конфликтно и плотно. При этом фильм нельзя назвать реалистическим – ситуации намеренно и сильно утрированы.

Сюжет

Сюжет картины незамысловат и, как всегда у Быкова, даже нарочито прост. Заместитель начальника РОВД майор Сергей Соболев спешит к рожающей жене в роддом. Из-за спешки, глупости и нелепой случайности он насмерть сбивает семилетнего мальчика на глазах у матери. Желая выкрутиться, майор обращается за помощью к своему другу и коллеге Павлу Коршунову. Коршунов вместе с сотрудниками ДПС и Скорой помощи мастерски заметает следы и делает виноватой в аварии мать мальчика Ирину Гуторову.

В отделении полиции Ирина раскусила подвох и отказалась подписывать порочащие ее показания. К делу подключается начальник РОВД и приказывает майору решить проблему без шума и любым способом, вплоть до убийства матери ребенка. Соболев, понимая, что дело зашло слишком далеко, пытается образумить начальника, но натыкается на жесткий отпор. Коршунов бросается выполнять приказ, начинает действовать и «выручать друга из беды».

Цепочка кровавых событий запущена. Ситуация выходит из-под контроля, смерти множатся, а главные герои все больше и больше запутываются. Выхода нет. Развязка шокирует своей обыденностью и неизбежностью.

В финальной сцене Соболев ловит попутку и уезжает к жене. По иронии судьбы он садится в тот же грузовик, который в начале фильма остановился ему помочь. Если бы тогда майор его не прогнал, он мог бы вырваться из порочного круга. Но этого не произошло, он садится в грузовик, круг замкнулся. Дурная бесконечность продолжается.

Атмосфера

Фильм сделан в предельно мрачных тонах. Маленький провинциальный городок, не отличающийся от сотен других. Зимние серые пейзажи, долгие поля с грязноватым снегом, дымящие трубы и бесконечные ряды линий электропередач. Неустроенный быт людей, вселенская тоска и вечная борьба за место под солнцем. Обрамляет картину ненавязчивая, минималистическая музыка, спокойная и пронзительная одновременно. Иногда музыка выходит на первый план и добавляет невыносимой обыденности к страшной картинке.

Главный герой, майор Сергей Соболев, вызывает смешанные чувства. Матерый полицейский, профессионал своего дела («две дыры при исполнении»), суровый и брутальный мужик, вроде бы пытается действовать по совести, но как-то странно, как-то не до конца. Пока опасность не грозит его близким.

Павел Коршунов еще более удивительная фигура. Его действия определенно отвратительны и дают повод к абсолютному презрению. Но его верность интересам коллектива и мужской дружбе, достойна уважения. Он одновременно омерзителен и притягателен. Хотя здесь вполне могло проявиться обаяние самого Юрия Быкова, блестяще сыгравшего эту роль.

Коршунов – урод, но его действия абсолютно понятны, он выполняет свой долг перед соратниками. Даже в конце, после всего что произошло, он не стал мстить бывшему другу, а просто посоветовал сбежать.

Царство зверя

В поступках героев и есть главный посыл фильма – тотальная клановость на всех уровнях социума. Клановость включает в себя корпоративную этику, семейственность и общинность. Эти уродливые пережитки феодализма полностью захватили современное жизненное пространство. Понятие «свой-чужой» довлеют над общественным сознанием и выстраивают мир по своей звериной логике.

В фильме показаны достойные полицейские, смело идущие на риск и хорошо делающие свою работу. Но как только благополучию их коллектива угрожает опасность, они моментально превращаются в гнусных подонков. Т.е. говорит режиссер, виновата система, делающая их такими. Виновато корпоративное братство, не признающее нормального отношения к чужим, а любую совестливость считающее предательством.

Отсюда жизнь «по понятиям», деление всех на врагов и своих. Отсюда беззащитность перед властью. Интересы клана превыше совести. Благополучие общины дороже жизни других. В таком мире мы живем, и Юрий Быков очень этим озабочен. Он, возможно, гипертрофирует, но точно выявляет проблему, показывая людей, которые порядочны и бессовестны в зависимости от ситуации. Которые, как дикие звери, сражаются за свою стаю.

Режиссер ратует за всеобщие моральные ценности, независимые от местечковой выгоды. За любовь к ближнему. Но ближний это не родственник, не сослуживец, не представитель своего народа. Ближний – это любой человек, оказавшийся рядом в конкретный момент времени. Нуждающейся в помощи и заботе.

Беда в том, что мы в больших и малых городах потеряли близость друг к другу. Мы стали дальними к окружающим нас людям. Стали равнодушными ко всем остальным, кроме своих. Мы не видим чужих голодных детей. Мы равнодушны к чужим страданиям. Нам мешают чужие семьи и другие народы.

Юрий Быков режиссер болезненный, рефлексирующий. Ему не дает покоя неправильность нашей жизни, и он, надев маску юродивого, делает свое дело. Указывает на наши отвратительные и закостеневшие привычки. На то, что является для всех нормой, но нормой при этом не является.

Он приглашает нас к размышлениям. А это очень важно, во времена всеобщего расслабона и тотальной развлекухи.

Спасибо автору за фильм, за эмоции и за катарсис.

Браво, Юрий!

Статья о фильме Юрия Быкова «Завод».
Статья о фильме Юрия Быкова «Сторож».

«Майор» на Кинопоиске.
«Майор» на IMDB.

Предыдущая запись Истории, живущие сквозь нас
Следующая запись Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
Обсуждение: 2 комментария
  1. Лилия:

    Полностью согласна. Как всегда статья ёмкая, доходчивая. Быков сам такой харизматичный и актёров подбирает таких же харизматичных. Прекрасный актёрский состав. Захотелось пересмотреть. Спасибо.

    Ответить
  2. Юлия:

    Давно искала подобное, спасибо очень интересно!

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *