Художник Анатолий Константинов. Думать о вечном и творить вечное

Старорусский художник Анатолий Константинов искренне любит свою малую Родину. Во многих картинах и декоративно-оформительских работах он воспевает красоту русского пейзажа, тишину провинциальной жизни и ратные подвиги земляков. Художник всем сердцем привязан к Новгородскому краю, его рекам, озерам, древним церквушкам, монастырям и деревянным избам. Он трудится, чтобы запечатлеть все это богатство, сохранить и передать потомкам.

Автопортрет

Думать о вечном

Родился Анатолий Никифорович Константинов 14 января 1948 года в Старой Руссе. Еще в школе провидение послало ему человека, который силой своего таланта определил жизненный путь будущего художника. Этим человеком стал школьный учитель рисования Евгений Владимирович Иванов. Он вдохнул в юношу любовь к живописи, научил смотреть на жизнь широко раскрытыми глазами, подмечать каждую мелочь, бережно относиться ко времени, людям и природе. Это был человек военного поколения, для которого долг, дружба и честь были превыше всего. Он жил так сам и учил этому своих учеников.

Со временем их отношения переросли в глубокую дружбу. Сам Анатолий Никифорович говорит о своем учителе: «Евгений Владимирович был непросто наставником, учителем, он был Человеком с большой буквы! И какие бы неприятности не вставали на его жизненном пути, он их стойко преодолевал и меня учил этому».

Не у каждого в жизни случается подобная судьбоносная встреча, но нашему герою повезло – развитие его таланта оказалось в надежных руках. Ведь очень важно в жизни встретить нужного человека. Особенно это важно для людей творческих, тонко чувствующих окружающую реальность. К таким людям нужен особый подход в детстве, их надо воспитывать иначе, чтобы дать их таланту разгореться. А разгоревшийся огонь уже никогда не потухнет и осветит весь жизненный путь ярким светом бесконечного творчества.

Так и случилось. После школы Анатолий Никифорович поступил в Рязанское художественное училище на специальность «промышленная графика», и в 1972 году закончил его с отличием. В конце 70-х годов работал в Новгородских художественно-производственных мастерских. Была возможность остаться в больших промышленных городах, но он вернулся в маленькую родную Старую Руссу, где и продолжает трудиться на благо города.

Трудолюбие и упорство, привитые в детстве, закалили характер Анатолия Никифоровича и наделили качествами необходимыми хорошему другу и гражданину. Художник укрепляет родной город не только своими работами, но и активной гражданской позицией. Отстаивание своих убеждений, предельная обязательность, честность, отзывчивость, неравнодушие всегда притягивали к нему людей. Он постоянно в центре внимания и окружен большим количеством друзей.

Творить вечное

В творчестве Анатолий Никифорович неожиданно разнообразен и ярок. Монументалист, художник промышленного дизайна, живописец и график. Неравнодушный человек, который иначе видит красоту мира и глубже воспринимает цветовые сочетания. Смелый экспериментатор, он не боится нестандартных решений и стремится воплотить даже самые неожиданные фантазии.

Одной из таких фантазий стало изготовление витражей. Анатолий Никифорович стал первооткрывателем витражного искусства во всей Новгородской области. Он самостоятельно изучил средневековые витражи, ездил на учебу в Прибалтику и все свои знания воплотил на Родине. Витражные композиции Анатолия Константинова украшали и украшают общественные здания Старой Руссы.

Кроме того по городу рассыпаны монументально-декоративные произведения Анатолия Никифоровича: Некрополь погибших защитников Отечества на городском кладбище, стела на парадном въезде в город, стела с цветочным календарем в курорте Старая Русса, росписи на фронтонах Воскресенского собора и Георгиевской церкви.

Из всех видов изобразительного искусства художник Константинов больше всего любит акварель за ее невероятные возможности. Мастера привлекает в этой технике главенство цвета. Только в технике акварели можно изобразить задуманное нежными и воздушными слияниями красок пока они не высохли, увидеть движение цвета. Очертания предметов получаются не четкими, а нежными, словно в водяной дымке. Главное – почувствовать дыхание красок, считает художник.

Хотя преподаватели заложили в Анатолии Никифоровиче традиционную реалистическую русскую школу, он считает, что призвание художника не в копировании мира, а в его поэтическом открытии и объяснении. Это отражается в его картинах. Пластике художник учился у самой природы. Мастер подмечает незаметные другим неисчислимые тонкости Бытия, вынашивает их и одаривает зрителя очередным шедевром. Думать о вечном и творить вечное – всегда было творческим девизом Анатолия Никифоровича.

Сюжеты витражей, монументальные произведения, живописные и акварельные работы Анатолия Никифоровича многие годы радуют земляков и воспитывают подрастающее поколение. Именно такое наследство и должен оставлять после себя настоящий мастер. В этом и заключается суть творчества – художник воспевает вечные ценности и через свои работы привносит их в окружающее пространство. Благодаря этому мир и люди становятся лучше.

Еще одной отличительной особенностью нашего героя является его деятельность в промышленной графике – изготовление афиш, плакатов, этикеток и товарных знаков. Всего того, что окружает людей повсюду, и что они даже не считают творчеством. Но это не так. Чтобы придумать малюсенький товарный знак нужно применить весь свой талант, весь свой опыт и совместить несовместимые компоненты – прагматизм и гармонию. Только тогда, после долгой и кропотливой работы может получиться четкий логотип, изящная этикетка или гармоничный товарный знак. Чем проще и привлекательнее символ, тем больше работы затрачивает художник.

Выставочная жизнь художника никогда не затихала. В 1996 году случилось знаменательное событие – Анатолий Константинов стал лауреатом выставки «Золотые кисти России» проходившей в Москве. Мастер участвовал в художественных программах российских и финских городов побратимов, выставлял свои работы в Новгороде и Санкт-Петербурге. В Старой Руссе проводились несколько его персональных выставок.

В 1994 году Анатолий Никифорович выступил идейных вдохновителем и организатором Товарищества старорусских художников. В конце декабря 2019 года прошла юбилейная выставка, посвященная 25-летию объединения. Благодаря Товариществу молодые художники Старой Руссы живут полноценной жизнью и чувствуют себя востребованными.

Волшебство

Единственное ради чего следует жить – это творчество. Ведь человек создан по образу и подобию Божию, он творец по определению. Творчество художника – это отражения его внутреннего мира, его размышлений и мечтаний. Художник извлекает из своей души искры тихой радости и воспламеняет ими души благодарных зрителей. Происходит творческий взаимообмен. Зрители входят в орбиту задумок мастера, переосмысляют их и вносят новые неведомые смыслы и, тем самым, облагораживают общее жизненное пространство.

Настоящее искусство создаёт ощущение волшебства и неотступное желание стать участником этого процесса. И большое счастье, что рядом с нами живут люди, сделавшие своей профессией волшебство.

Анатолий Никифорович Константинов

Выставки в Старой Руссе

Предыдущая запись Современное искусство: что это такое и как разобраться в нем
Следующая запись Импрессионизм. Ворота в новейшее искусство

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *