В жизни часто бывают ситуации, когда какой-то внутренний голос подсказывает правильное решение. Вы наверняка это замечали. И подсказки действительно всегда правильные, если незамедлительно им следовать.
Например, видите в магазине книгу и сразу понимаете, что в ней есть нечто сущностное, способное обогатить ваш внутренний мир и помочь в познании внешнего. С выставкой Даши так и произошло – мы с мужем одновременно почувствовали необходимость посетить ее.
Очередная из многочисленных выставок Даши Намдакова с 12 декабря 2018 года по 11 марта 2019 года проходит в Петербурге в Михайловском замке. Экспозиция занимает 4 зала, здесь представлены 63 творения мастера из частных коллекций, художественного музея Иркутска и из личного собрания автора: скульптуры (в основном), графика, ювелирные украшения, фарфор.
Информацию о скульпторе можно прочитать на стенде при входе или услышать и увидеть в красочном фильме, который демонстрируется в одном из залов.
Выставка просто поразила, особенно гротескное видение мира Даши Намдакова. Его скульптуры не кажутся застывшими, они полны жизни, движения, экспрессии, тайны мироздания. Здесь мы ощутили ту тонкую невидимую нить, соединяющую человека с прошлым. На выставку надо обязательно прийти и увидеть все шедевры своими глазами.
Не каждому из нас посчастливилось родиться в творческой семье, в отличие от Даши. Он появился на свет 16 февраля 1967 года шестым из восьми детей в глухом забайкальском местечке Читинской области – бурятском селе Укурик, где каждый житель исповедовал буддизм, впитанный еще с молоком матери.
И родился не в простой семье, а в семье потомственных кузнецов – дарханов. Кузнечное дело и сами кузнецы в Бурятии издавна были в большом уважении и почете. Дарханы для бурят – это творцы, посланники небес, таким был и отец Даши. Бальжин Намдаков – настоящий народный умелец, художник, любимец односельчан. Он учил своих детей видеть во всем красоту и воплощать ее в ручных работах, прививал любовь к искусству, природе. «Избегайте сильных желаний, живите спокойно, плывите по реке жизни, радуйтесь и наслаждайтесь» – такие слова говорил Бальжин Намдаков детям.
До семи лет Даши жил с родителями, и представление о мире будущего скульптора формировалось средой, которая его окружала – люди, деревня, колхоз. Родители часто брали маленького Даши на сельскохозяйственные работы. Стрижка овец, покосы, коллективные посиделки после рабочего дня возле костра – вот его самые яркие впечатления детства.
Но все изменилось, когда пришла пора идти в школу. В деревне не было своей средней школы, поэтому Даши на шесть дней в неделю уезжал учиться в школу-интернат и приезжал домой только на один выходной и каникулы. Все 10 лет происходила ломка уже сформированного, ясного и понятного сознания ребенка. Рушился Истинный мир. Ему твердили, что жить надо совсем по-другому, что есть уже написанные для всех истины.
Душевные переживания спровоцировали у Даши тяжелую болезнь желудка, которую врачи никак не могли вылечить, и от которой он чуть не умер. Спасла шаманка. Она сказала, что эти страдания – расплата за разрыв с природой. Слова шаманки сильно повлияли на Даши. Он много размышлял и понял, что к жизни надо относиться ответственно и никогда не терять связей со своими древними корнями и природой.
Все природные стихии надо воспринимать интуитивно и черпать из них вдохновение. Многолетние школьные идеологические навязывания дались Даши настолько тяжело, что он с трудом, да и то не до конца, оправился от них только к середине жизни.
В творческой семье рождаются творческие дети. Всех братьев и сестер Намдаковых природа одарила по-своему, но все они склонны к графике и живописи, и только Даши с самого детства чувствовал форму и всегда хотел быть именно скульптором. Его первым и самым главным учителем был, конечно, отец. После школы с учебой в Москве у Намдакова не сложилось. В 1988 году он поступил в Красноярский художественный институт, который окончил досрочно на два года, благодаря своему преподавателю скульптору Льву Николаевичу Головницкому.
Вернувшись после института домой, в Улан-Удэ, Даши Намдаков организовал крохотную мастерскую – хотелось скорее заняться творчеством. Началось возрождение художника после навязывания идеологических штампов в школе и институте. Даши вытаскивал из потаенных глубин памяти и души свое детское восприятие мира, где каждый человек – часть Вселенной, где живы герои древних буддийских легенд и монгольских эпосов.
Первая выставка мастера случилась в день его рождения, 16 февраля 2000 года, в городе Иркутске. Ему исполнилось 33 года, что было особенно символично. Выставка далась сложно. Даши перевозил свои работы из Улан-Удэ в Иркутск ночью, один, по пути сломалась машина. Но все переживания оправдались. Иркутск принял выставку. Посетителей было много, пришли даже художники, которые всегда очень консервативны и не жалуют выставки своих коллег. На следующий день Даши проснулся счастливым и знаменитым.
Известность Намдакова росла. Его стали приглашать в Красноярск, Екатеринбург, Москву. Однажды в 2003 году на международном саммите в Екатеринбурге, в котором принимали участие Россия и Германия, Намдаков представлял искусство Сибири. Он демонстрировал свои работы, а Владимир Путин уточнял подробности на немецком языке для канцлера Шредера. С тех пор родилась шутка, что когда-то переводчиком у Даши был Путин.
В 2004 году Намдаков с семьей переезжает жить в Москву, т.к. его стали приглашать выставляться за границей. Переезд был одновременно и радостью и болью для скульптора. Радость – от больших возможностей в творчестве, а боль – за детей (их у Даши стало уже трое), которые растут в совершенно ином мире. Но он не забывает Родину и старается, по возможности, чаще бывать в Бурятии.
В 2007 состоялась персональная выставка Даши Намдакова в Государственной Третьяковской галерее и в этом же году о нем узнали не только как о скульпторе. На экраны вышел фильм Сергея Бодрова «Монгол», в котором Намдаков проявил себя талантливым художником-постановщиком. Бодров искал для своей картины не просто художника-профессионала, а художника с глубоким видением и пониманием темы. И нашел.
Даши согласился не сразу. Ведь тема Чингисхана для народов Востока – табу. Как человек верующий, он считал, что нельзя тревожить духов Чингисхана. Если они обидятся, то можно очень сильно пострадать. Понимая всю важность темы, Даши согласился участвовать в картине, но только после того, как они с Сергеем Бодровым съездили в Монголию и получили благословение у шаманов.
После того, как Намдаков создал в кино образ великого монгола и одел его армию, ему посыпались предложения о сотрудничестве от крупнейших мировых режиссеров. Но Даши отказался от всех. На кино нужно много времени, а время для мастера – одна из самых ценных категорий. Свое время он отдает скульптуре и магической пластике форм.
По признанию самого Намдакова, творчество для него на первом месте. Он – настоящий дитя кочевых народов, для которых жену не жалко, коня жалко. Как потомственный кузнец-дархан Даши чувствует металл и творит шедевры, соединяющие нас с таинственным прошлым. Бронза, серебро, золото – вот идеальный для него материал. А вплетенные в металл камни, дерево, конский волос, бивень мамонта еще более усиливают красоту творений мастера и соединяют с миром предков.
Даши Намдаков любит путешествовать, особенно по тем странам, где сохранилось много древностей. В любом музее мира художник сразу спускается в подвал или на первый этаж – обычно там выставлены предметы первобытной культуры и именно там, как считает Даши, подлинное искусство. Все, что было создано позже, не дотягивает до примитивных вещей, которые делали в древности. В своих работах Намдаков стремится достичь уровня древних мастеров, и в этом отношении к искусству кроется ключ к пониманию творчества Даши.
С 2014 года Намдаков с семьей живет в Лондоне, но мысли о возвращении на родину никогда не покидают скульптора. Он снискал мировую славу – его работы хранятся в фондах многих музеев России и зарубежных музеях. Даже в Эрмитаже, который редко приобретает предметы российского искусства, созданные после XIX века, есть несколько работ Намдакова. А скульптура «Стихия» находится в личной коллекции В. Путина.
Но к славе мастер относится легко и спокойно, как и учил отец. Деньги для него – свобода творчества. Еще один секрет большой популярности работ Даши в том, что у него никогда не было кумиров. Все работы – это поэзия его души, это мир степей, табунов, кочевников, шаманов, героев сказаний и мифов, живущий внутри мастера.
В своем творчестве Даши Намдаков нашел новое, не изобретая нового – соединил старину и новизну, Восток и Запад, фантазию и реальность.
По словам Даши, человеку важно всегда задумываться над вопросом «кто я и что я в этой жизни?», божественный цветок или ржавеющий гвоздь. Важно смотреть на мир не через мутное стекло, а через призму вечности.
Это что-то необыкновенное!!! Удивительная красота. Как велик человек приходит в голову, видя эти фантастические работы. Я думала такое могли сделать только древние мастера.. Но он же наш современник Спасибо, что открыли мне такое сокровище.