Ладислав Клима – выдающийся чешский писатель, поэт и философ. Первый абсурдистский мыслитель и яростный критик буржуазного образа жизни. Неизвестный при жизни, он стал настоящим кумиром подпольного чехословацкого андеграунда 70-80-х годов ХХ столетия. Парадоксальный юмор, мрачная ирония и философские парадоксы Климы пришлись по вкусу радикально настроенным интеллектуалам.
Всю жизнь Клима вел маргинальный образ жизни. Непрерывно пьянствовал, презирал любые нормы приличия, жил в абсолютной нищете и демонстрировал окружающим запредельную свободу мышления.
Больше года я был без работы — если нельзя назвать работой такие действия, как письмо и постоянное пьянство, в особенности с восхитительным подданным Германской империи Фр. Вёлером.
«Собственное жизнеописание философа Л. Климы»
Родился Ладислав Клима 22 августа 1878 года в чешском городке Домажлице, в обеспеченной семье адвоката. С самых ранних лет будущий философ отчетливо осознал свое врожденное презрение к окружающему миру и выстраивал жизнь соответственно.
Главной чертой характера Ладислава, о чем он вспоминает в собственном жизнеописании, была могучая Воля. Для усиления высказывания, Клима писал это слово с большой буквы. Он говорил, что с такой Волей трудно жить даже взрослому, а тем более ребенку. Несгибаемая Воля помогала юному Климе быть свободолюбивым и своенравным. Его поведение было не просто непослушным, а преступным и слегка инфернальным.
Когда Ладиславу было 17 лет, он в одной из письменных работ назвал правящую династию Габсбургов «династией свиней». За это его исключили из гимназии и запретили продолжать обучение во всех учебных заведениях Австрийской империи.
Отец с большим трудом устроил Ладислава в школу за границей, в Загребе. Но и там Клима долго не задержался. Он просто бросил учебу, посчитав, что официальное образование не для него. В дальнейшем Клима плотно занимался самообразованием и достиг глубоких, фундаментальных знаний. Всю свою недолгую жизнь он писал философские трактаты, экспрессионистские романы и рассказы.
Существовал Клима на деньги, оставшиеся от родителей, а когда они подошли к концу, жил на пожертвования друзей и перебивался случайными заработками. Вел образ жизни маргинально-богемный. К практической стороне жизни относился с явным и нескрываемым презрением. Ненавидел всё, связанное с карьерой, амбициями и престижем. Отвергал всё рациональное, полезное и удобное. И, наоборот, совершал странные, с точки зрения обывателя, поступки:
У меня достаточно энергии на то, чтобы встать почем зря, как выражается быдло, в полночь с постели и полтора часа идти сквозь холодную ночь, чтобы посмотреть, каково в ночи настроение вокруг памятника герою Шверину…
«Собственное жизнеописание философа Л. Климы»
Незаурядный философ и блестящий прозаик, антисоциальный тип и законченный алкоголик, он умело сочетал в себе бескомпромиссное пьянство, экстатические духовные откровения и неожиданные философские концепты. Запой, длившийся всю жизнь, не только не мешал Климе предаваться размышлениям о смысле жизни, но и помогал ему. Пестовал его философское кредо – субъективный идеализм.
В философии, как и в жизни, Клима занимал предельно радикальные позиции. Он был убежденным солипсистом и смотрел на мир как на продукт собственного сознания. Идеи предшественников он не только доводил до абсолютной крайности, но и пытался соответствовать им в личной жизни:
Но именно в этот год, как и в следующий, я достиг вершины всей своей прежней жизни: нашел и частично постиг Деоэссенцию. Тот, кто думает, что в этом состоянии можно посвящать хотя бы пять минут в день практическим мерзостям, не имеет понятия о том, что такое высшая духовная жизнь. Анаксагор — который даже не достиг такого состояния — полностью забросил свое поместье. Когда ему советовали, чтобы он хотя бы малую часть своего времени посвятил практическим делам, если не хочет впасть в нищету, он отвечал: Разве могу это сделать я, кому капля мудрости милее, чем ведра золота!
«Собственное жизнеописание философа Л. Климы»
Клима считал, что реальность манифестируется только для него одного. Исходя из этой концепции, он освободил себя от всех норм буржуазного мира и отверг любые условности. Его существование представляло собой бесконечный сюрреалистический гротеск. Он мог питаться подножным кормом, месяцами обходится без денег и пребывать в творческом экстазе. Клима не старался эпатировать публику, он просто следовал своим убеждениям:
Я упивался водой, в которой мылись больные оспой, ел сардельки, состоявшие почти уже из одних червей, пил воду, от которой нормальный человек бы как минимум тяжело занемог, — мне это обошлось банальной двухдневной диареей. Врачи померли бы от голода, если бы все пациенты были таковы, как я, равно как, впрочем, и адвокаты, чиновники и подобные деятели, лишние для здоровых и умных людей, которых, однако, хорошо если наберется пять на всю Европу… Я долгое время ел исключительно: сырую муку (или размоченную пшеницу или горох), сырое мясо, сырые яйца, молоко, лимоны и сырые овощи; и при этом был идеально … Брезговать чем-то — понятие, мне неизвестное. Однажды я утащил у кошки мышь, которую та держала в зубах, и сожрал ее, так как она была, с шерстью и костями, — так, будто бы ел кнедлик. В Тироле однажды за 21 час я прошел 98 километров и мог бы еще (до окончания суток) остающиеся три часа идти без остановки… И т. д. — но я уже долго об этом говорю — это необходимая благодарность моему телу, которое всегда приносило чудеса самопожертвования на алтарь непослушного духа. За последний год, при ужасном потреблении алкоголя, я ни разу не почувствовал телесного недомогания — разве что ботинки натирали мне ноги.
«Собственное жизнеописание философа Л. Климы»
Художественной литературе Клима отдал всего несколько лет жизни, но сумел выложиться по полной программе. В его произведениях перемешались саркастический экзистенциализм, политическая сатира, мистицизм, порнографические зарисовки, пророческие откровения и неизменное философское содержание. В общей сложности до нас дошло несколько романов, десятки рассказов, стихи, пьесы и обильная переписка. Большая часть наследия, к сожалению, была уничтожена самим автором в порыве отвращения.
В конце жизни Клима жил в полной нищете. Он максимально сократил траты и обходился минимальными требованиями. Единственной радостью, которой он отдавался весь без остатка, и из-за чего было подорвано здоровье, был алкоголь. Умер Ладислав Клима от последствий туберкулеза в 1928 году.
Среди чехов Клима считается одним из виднейших писателей ХХ века. После смерти он не был забыт, но его тексты распространялись в узких кругах в виде самиздата, часто цитировались и были запрещены к печати. И только после 1989 года, после «бархатной» революции в Чехословакии, Клима по-настоящему пришел в массы, стал культовой фигурой.
Его фантастический сарказм, парадоксальный юмор и безжалостная критика «обыденной жизни» неподражаемо зазвучали в новое капиталистическое время. Клима, несоблюдающий любые правила приличия, ведущий экстатический образ жизни и презирающий всё кроме свободы, оказался востребован именно сегодня, в эпоху жесткого прагматизма и тотального рационализма. В эпоху массового превращения человека в послушного потребителя.
Учёность, образованность это только приспособленчество, подверженность влияниям, подчинение. Величие же заключается в том, чтобы не поддаваться влияниям и полностью быть собой.
«Путешествие слепого змея за правдой» Ладислав Клима
Насмехаться над собой, играть лишь с Собой, вечно смеяться и играть — вот вечность, Бог и Все-тайна!
«Человеческая трагикомедия» Ладислав Клима
Несмотря на сложность и противоречивость фигуры Климы, нельзя не отметить его личный вклад в борьбу с мещанством, с житейской трусостью, соглашательством и конформизмом. Он, невзирая на тренды и традиции, нес знамя свободы от быта. Он был и остается ориентиром для многих людей, не желающих подчиняться разлагающему влиянию «добропорядочных» норм социума. Этим он напоминает яркого борца с буржуазией Леона Блуа, французского писателя и мыслителя, тоже вечно нищего и гонимого, но вольного духом.
Свободолюбие Климы, его философские открытия и феерические рассказы помогли большому числу молодых людей иначе взглянуть на реальность и увидеть обилие ложных целей. Понять, что смысл существования не в престиже, накопительстве и удовольствии, а в бесконечном творческом порыве.
Клима не подчинялся моде, художественным течениям и контекстам собственной эпохи. Он жил, не оглядываясь на тренды и творил бескорыстное искусство. Делал то, чего сегодня катастрофически не хватает.
Он жил ради самой жизни, ради творчества и не отравлял свой мир бессмысленными целями.
Небольшая статья о Ладиславе Климе в Википедии.
Чем он тебе интересен? Ты как будто говоришь об этом в статье, но как то неубедительно. Произведений его я не читала и не стану, конечно. Но, кроме протеста и конфликта с жизнью, что в нем ты увидел? То, что он стал знаменем для определённой прослойки в отдельный отрезок времени — не только не показатель его высокой духовности, но, скорее, говорит о невзыскательности или временной неопределенности тех людей. В цитате Клима называет людей быдлом. Жизнью своей не только не раскрывает красоты образа Божия, но, скорее, порочит замысел о человеке как красоте, глубине. Протест против мещанства и потребительства вовсе не подразумевает мерзости запустения в отдельно взятой душе под видом свободы. Настоящая свобода разве в этом? И разве такая жизнь и такое душевное устроение приближают человека к ответу на вопрос о смысле жизни?
Алла, Он мне интересен только одним – презрением к современному миру, к мещанству, накопительству и комфорту. Это наши главные враги. Он доказал не на словах, а на деле, что можно игнорировать то, что называется трендами благополучия.
Вспомни, в «Лествице» первый шаг – Уход от мира. Клима сделал это шаг, а мы нет. Он на пути к Богу, а мы нет. Этот шаг самый трудный и основная масса людей его не проходят. Они хотят спокойной комфортной жизни.
Клима доказал, что и в наше время есть место подвигу. А то что он был алкашом, этого можно и не замечать. Бальмонта, Рубцова и Высоцкого мы же любим не за их пьянство.
Быдлом Ладислав Клима называл именно обывателей, мещан. Тех, кто любит сытую размеренную жизнь, и которые бесконечно далеки от духовной работы. Клима уподобился Христу – имел жизнь безбытную и бездомную, но чрезвычайно созерцательную.
Читать его конечно же надо – это ни с чем не сравнимое удовольствие. Клима гораздо глубже сытых и благополучных Тургеневых, Толстых, Шмелевых и прочих Буниных.
Вы не можете и » не имеете права » ничего писать в сторону того , чего не касались самостоятельно — не читали! Такая профонация ))
А, да , Христу уподобился… 🤦 Это даже не подмена понятий, а профанация их . И не Клима доказал, что в жизни есть место подвигу, а окружающие меня люди, друзья, коллеги, и не уходом от мира, а тем, что они — свет мира, хоть и не думают об этом, не говорят, блогов не ведут, кого то даже здесь, в сети нет. И ни у кого из них нет спокойной комфортной жизни, а вот каждодневный подвиг есть. Кто-то лечит, облегчает боль других, жертвуя своим комфортом. Кто то творит. Кто-то просто тянет крест своей жизни, при этом находя ещё душевное тепло для тех, кто рядом. Люди дарят друг другу радость!! Смеются, реализуются, получают кайф от своей жизни, дела, творчества! А не возятся во мраке собственного помраченного сознания, жуя жвачку собственного тусклого, закрученного вокруг себя бытия. Можно видеть в бытовом обустройстве мещанство, если это становится основным вектором жизни, конечно. Но, даже при моем огромном круге общения, я вот так навскидку не припомню таковых, у всех есть прорыв, у всех! И подвиг посильный — тоже. А мышей жрать, бухать, и тд по Клима… С Высоцким то и поэтами сравнению не подлежит, те не манифестно этим занимались, у каждого своя отдельная история. В их творчестве прослеживается борьба за свет, путь к нему, а не самоутверждение в мерзости своего бытия. А Лествица то при чём? Это не универсальный путеводитель и даже не компас. Апостолы совсем о другом говорили, например. Каждый оставайтесь в том звании, в котором призваны. Благодарность Богу рождается совсем не от маргинального вызова этому миру. А вот от чего -…. Вот уж Клима и иже с ним точно на это не ответят. А вот у толстых и буниных, и др. классиков, помимо прекрасного литературного языка, дающего наслаждение читателю, столько моментов света и благодарности, что дух захватывает. «И цветы, и трава, и шмели, и колосья…»
Презрение… Нет в презрении к миру никакого подвига, а вот гордыни и превозношения — через край. Можно выбрать путь презрения мирского благополучия и мира, осуждения его ,и он никуда не приведёт. Есть другой путь, путь оправдания мира, когда человек только в себе ищет причины проблем, а не в мире, и мне он кажется куда более правильным.
«Как не любить весь этот мир,
Невероятный Твой подарок?»…
Все у нас внутри. Даже и царствие Божие. Вряд ли для его раскрытия в себе нужно уподобляться Клима и, уж тем более, предлагать это людям как верный путь к Богу.
И я не думаю, что кто-то имеет право навешивать ярлыки на людей и диагнозы выставлять, особенно вот такой — быдло. А судьи кто?
Алла, окружающие тебя, хорошие люди, просто живут. Получают кайф от своей жизни. Смеются, реализуются. Занимаются бытовым благоустройством. Это прекрасно. Но это не имеет никакого отношения к духовной жизни.
Я же говорю о тех, кто хочет идти за Христом, на Голгофу. Я говорю о верующих людях. Кого в этом мире ничто не держит. Как Мария Египетская (тоже мышей ела кстати), или Серафим Вырицкий (который встал на духовный путь только тогда когда послал к чертям все накопления и бытовое благоустройство). Толстой, кстати, тоже стал адекватно мыслить, когда пустился в бродяжничество.
Если Лествица не компас, то слова Христа «Раздай имение и иди за Мной» о чём?
И цветы, и трава, и шмели, и колосья… Клима всё это очень любил. Он не любил мещан, и их пристрастие к теплому обустроенному дому.
А то, что быдлом называл, так это еще мягко сказано. Другой человек таких называл – Порождения ехиднины.
Он так называл фарисеев. И вопрос о том, что такое духовность, не так однозначен, и люди, о которых я говорю — верующие, и уж бездуховными их точно не назовёшь. Все дело, действительно, именно в ней, в духовности. Потому столько копий вокруг нее и ломается, что очень широкий круг вопросов это понятие поднимает.
Бытовое благоустройство имеет много прекрасных сторон. Можно построить прекрасную больницу, в которой в комфортных условиях будут получать лечение дети и старики, и это — любовь к людям, то есть та самая духовность. Без вот этой «бытовой» любви я — кимвал бряцающий.
Алла, так фарисеи это именно те кто думает, что у них всё в порядке — духовная жизнь, каждодневный подвиг. Они не алкаши как некоторые, мышей не едят, сородичей не обзывают. Строят больницы, заботятся о стариках. И они действительно всё это делали, но всё равно — порождение ехиднины.
А они вообще об этом не думают , в порядке или не в порядке. Они живут настоящей жизнью, осуществляют замысел Творца о себе, даже не догадываясь об этом. В какой то момент жизни становятся чьими то руками, глазами, ногами, исполняя заповедь любви.
Алла, тогда они молодцы. Почти как Клима.
… и у них нет вот этого вот — высокомерия духа. Праведники. Меня окружают праведники. Это не святые, а те, кто после каждого падения вновь и вновь выбирают правильный (праведный) вектор. И ради них устоит наш мир, ну город так точно)) ведь их гораздо более десяти…
Алла, я и говорю, этим они и напоминают Климу, у того тоже не было никакого высокомерия духа, он почитал себя за грязь. И здорово, что твои друзья в этом на него похожи.