Хоть импрессионизм и зародился еще во второй половине XIX века в Париже, он до сих пор притягивает поклонников живописи.
В России отношение к импрессионизму всегда было более холодным, чем на западе. По этическим соображениям течение приписывалось к маргинальным, а приёмы и техника письма вообще считались бунтом. В Советское время, особенно после Второй мировой войны, картины импрессионистов прозябали в заказниках, книги о них почти не издавались.
Так продолжалось до 1980-х годов, когда на импрессионизм обрушился эйфорический восторг. Но прошло время, восторг сменился эмоциональной усталостью, сменились приоритеты – стал модным вновь открытый авангард, а затем постмодернистское искусство.
В XVII веке во Франции зародился и стал процветать классицизм, распространившийся затем по Европе, США и России. Эталоном для этого стиля в искусстве была греко-римская античность. Все произведения придерживались строгих канонов, воспитывали в людях мораль и нравственность. В изображении окружающего мира важны были натуралистичность и точные детали.
Также постепенно набирал обороты технический прогресс. Когда в 1839 году изобрели фотографию, изображение реальности стало возможным получить за короткое время. Художники поняли, что писать мир натуралистично и в точных деталях теперь нет необходимости, к тому же они ужасно устали от строгих античных канонов, которые сковывали творческий полёт души. Художникам не хватало настоящей жизни, её моментов, движения, и они обратились к своим впечатлениям. Импрессионизм с французского языка так и переводится – впечатление.
«Импрессионизм – триумфальная арка для входа в тревожный и не познанный еще храм новейшего искусства» – так красиво звучат слова доктора искусствоведения Михаила Германа. Действительно, можно сказать, что импрессионизм явил собой разделительную черту между высоким, нравственным искусством и явлением под названием «современное искусство» или модернизм и заложил основы авангардных течений в искусстве XX века.
Интересно то, что многие оппоненты импрессионизма, например, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Эдуард Мане, были выходцами из него. А создатели новой культуры – Кандинский, Малевич, Дюшан, Ларионов в начале собственного творческого пути тоже прошли через школу импрессионизма. Для художников импрессионизм был как бы вдохновителем на собственный путь, учил независимости, непреклонности, смелости, новаторству. Он помогал найти себя.
Переменчивые эффекты света и цвета – вот куда стремилось всё внимание импрессионистов. Был возведён в культ пленэр – рисование на открытом воздухе. Солнечный свет, блики солнца на воде, шелест листьев, дуновение ветра, тени, всё окружающее пространство вокруг позволяло сильнее ощутить мгновение жизни, происходящее именно в этот определенный момент, и запечатлеть его на холсте.
Надо сказать, что тяга к рисованию на натуре существовала у художников и до импрессионизма (Камиль Коро, поздний Курбе, Александр Иванов «Явление Христа народу»).
Но это было только развитие живописных приёмов, импрессионисты же произвели революцию видения. Они писали не столько предметы и пейзажи, сколько некую неосязаемую живописную самодостаточную сущность, растворяющую в себе и предметы, и пространство, и объёмы.
В неподвижности холста каждой картины импрессионистов чувствуется трепет замершего времени, растянутость единого мига: отражения, рефлексы, преломления света и цвета, дрожащие контуры, туманность.
Картины импрессионистов отличали торопливые мазки, отсутствие чётких контуров и прорисовки изображения. Художники-импрессионисты не использовали палитру, то есть не смешивали краски, а наносили мазки чистых цветов сразу на холст близко друг к другу, где они визуально смешивались сами.
Кое-чему импрессионисты учились у фотографии, например, умению «размывать» изображение в глубине и фиксировать взгляд на переднем плане картины (Моне «Бульвар Капуцинок»). Интересно, что у импрессионистов редко встречается вертикальный пейзаж (за исключением Писсаро).
Импрессионисты – настоящие демократы, они одинаково интересовались и любовались всем: не важно, будь то железная дорога или обнаженная фигура, прогуливающаяся светская дама или тяжелый труд работяги. Они были вне социальности, не были на чьей-то стороне, а просто всем любовались. Искали не мораль, но истину и писали только во имя искусства, во имя совершенства, которому свято служили.
В 60-е годы XIX века вместе с импрессионизмом рождался иной Париж. Его облик кардинально менялся и преображался, разрушая привычные городские пейзажи, менялся ритм жизни. Романтический средневековый Париж исчезал, появлялся Париж современный – одновременно прекрасный и строгий, бурный и напряженный. С новой, но непривычной красотой, вызывающей споры и возмущения, но имеющей большое значение.
Импрессионисты не стали бы создателями нового течения, если бы не были свидетелями рождения нового Парижа. Этот важный исторический момент стал определяющей основой для революции видения, совершенной импрессионистами в живописи.
Можно сказать, что импрессионизм – парижанин, ведь все будущие импрессионисты или родились, или росли, или учились именно в Париже. Здесь родились Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Гюстав Кайботт и даже англичанин Альфред Сислей, взрослели Огюст Ренуар и Берта Моризо, учился и жил Камиль Писсарро. Столицу Франции «впечатленцы» писали с увлечением и восторгом, запечатлевая контраст величественного нового и миниатюрного старого.
К середине 1860-х годов почти все будущие импрессионисты в большей или меньшей степени знали друг друга. Самым старшим из них был Камиль Писсаро. Главными местами в Париже, где пересеклись судьбы художников, были: Академия Шарля Сюисса, мастерская Шарля Глейера, дом Ипполита Лежона, кафе «Гербуа».
Главную роль в формировании нового течения сыграл Эдуард Мане. В марте 1863 года в галерее Мартине публика увидела несколько картин Эдуарда Мане, о двух из которых стоит вспомнить. Это первое нашумевшее произведение художника – «Лола из Валенсии» (ещё никто не изображал актрису на сцене) и, можно сказать, первая в истории импрессионистическая картина «Музыка в Тюильри». Впечатления от привычных прогулок по саду Тюильри Мане выплеснул на холст – в полумрачном пространстве, освещенном лишь вечерним солнцем, остановилось мгновение движения и жестов. Атмосфера картины притягивает и не отпускает.
В мае того же 1863 года на выставке в Салоне отверженных, куда пришло даже больше зрителей, чем на официальный Салон, много шума вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Художник бросил вызов унылому академизму. Зрители же, привыкшие к шаблонному видению и эстетическому комфорту, сочли произведение вульгарным.
В мае 1865 года, уже на официальном Салоне, Мане рискнул выставить «Олимпию». Скандал получился ещё большим, чем с «Завтраком на траве». Очередное непризнание только усиливает восторг других художников-единомышленников по отношению к Эдуарду Мане и за ним закрепляется репутация лидера новой школы.
Время шедевров для будущих импрессионистов – конец 1860-х годов.
15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинок, 35 в мастерской Надара открылась Первая выставка «Акционерного общества живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». Несалонные выставки особо ценились публикой, поэтому посетителей было много.
Руководил экспозицией, в которой приняли участие 30 художников, Огюст Ренуар и его брат Эдмон. Картины висели далеко друг от друга, были хорошо освещены, поэтому каждая выгодно выделялась. Такой необычный принцип развески (тогда было принято развешивать тесно) создавал ощущение смелости и необычности.
Из 165 картин покой зрителей нарушали 67 – это работы Будена, Сезанна, Дега, Гийомена, Моне, Моризо, Писсаро, Ренуара и Сислея. Сегодня некоторые из экспонатов общеизвестны, например, «Ложа» Огюста Ренуара, «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне.
В целом, выставка была принята на удивление доброжелательно. Многие ценители искусства видели иллюзию, а не реальность, писали о новых непривычных, но прекрасных ощущениях, в которые хочется погрузиться и изучить.
Но многих зрителей смущали торопливые небрежные мазки на картинах, из-за чего складывалось ощущение, что художники просто не старались (в отличие от классиков). Такого мнения придерживался и один из первых критиков импрессионизма, 62-летний журналист и салонный художник Луи Леруа (Louis Leroy). В своей статье, напечатанной в сатирической газете, он назвал некоторых участников Первой выставки «впечатленцами», и сам того не подозревая, дал название новому течению в живописи.
«Акционерное общество живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». было ликвидировано в декабре 1874 года. Первая выставка принесла всем участникам небольшой доход, а также заинтересованность импрессионизмом некоторых критиков. Но со временем общество посчитало рекламой их положительные и рассудительные отзывы, картины импрессионистов падали в цене, их творчество всё равно не принималось.
Несмотря на это, 30 марта 1876 года открылась «Выставка группы художников» на улице Лаффит, в которой приняли участие 19 мастеров, среди которых семь импрессионистов: Дега, Кайботт, Моне, Моризо, Ренуар, Писсарро, Сислей. И снова разгромная критика, лишь немногие зрители и знатоки смоги увидеть развитие нового течения в искусстве. «В кафе», балетные сцены и прачки Дега, «Паркетчики» Кайботта и другие – теперь классика живописи.
Середина 1870-х годов – время взлёта импрессионизма, особенно 1877 год, в котором написаны большинство его главных шедевров. 4 апреля 1877 года состоялось важное историческое событие – Третья выставка импрессионистов, их звёздный час. В масштабной выставке присутствовали все участники течения со своими лучшими работами.
Организовал её самый молодой из импрессионистов Гюстав Кайботт совместно с Писсарро. Главными героями выставки были Париж (его улицы, площади, вокзалы) и парижане. В огромные залы на улице Ле Пелетье, 6 в тот день пришло много посетителей. Импрессионизмом стали интересоваться.
Шедевры третьей выставки, ставшие классикой: «В кафе (Абсент)», «Женщины на террасе кафе. Вечер», «Площадь Согласия» Эдгара Дега; «Качели», «Бал в «Мулен де ла Галетт» Ренуара; «Кот-де-Бёф, Понтуаз», «Красные крыши» Камиля Писсарро; «Индюки», серия «Вокзалов» Клода Моне.
В будущем состоятся ещё несколько выставок импрессионистов, но такого триумфа уже не будет. Импрессионизм, как явление в искусстве, укреплялся, становился значимым, но сама группа постепенно распадалась. Объединённые в начале пути общим стремлением к борьбе, поискам свободы, новаторству, художники стали отличаться друг от друга собственной судьбой и развитием собственного мастерства. Сохранялось только ощущение приближения когда-то общих стремлений.
В четвёртой «Выставке независимых художников» не участвовали Ренуар, Берта Моризо, Сислей, Сезанн, на пятой (1880 год) не было и Моне, на шестой (1881 год) – Кайботта. Основатели группы собрались только на седьмой выставке в 1882 году.
Историю импрессионизма можно считать законченной после 1886 года, в котором состоялась последняя выставка импрессионистов. Шедевры: «Бар в «Фоли-Бержер», «Нана», «У папаши Латюиля» Мане.
Импрессионизм оказался подвижническим, жертвенным искусством. Увлечение и в какой-то степени порабощение видимостью, некоторые художники воспринимали как нравственное падение. Чего стоит признание Клода Моне о том, как он увлеченно следил за изменением цвета на лице умершей жены.
На протяжении недолгих двух десятков лет существования импрессионизма, его представители так и оставались непонятыми, непринятыми, отверженными современниками, как простыми зрителями, так и критиками. К тому же многие импрессионисты испытывали постоянные материальные трудности, житейские проблемы.
Со временем утрачивалось значение общих идеалов и целей, появились внутренние разногласия в группе, художники совершенствовали собственное мастерство, искали свой путь, увлекались другими направлениями в живописи. В результате, импрессионизм сокрушили сами импрессионисты – Сезанн, Ван Гог, Гоген.
Жаль, что настоящее признание и любовь импрессионизм получил поздно, да и значимость собственной миссии «впечатленцы» вряд ли осознавали. Сегодня картины импрессионистов – как отдушина для уставших от новейшего искусства зрителей. Удаляясь во времени, импрессионизм приближается к нам своим величием и смелостью, сохраняя в себе покой и радость прежних времён.
«Я ищу невозможного» – слова последнего из импрессионистов Клода Моне.
Статья об импрессионизме на Википедии.
В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.
Спасибо за информацию.
На Эдуарда Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета. Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны ( 1870 — 1871 ) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно, как постепенно исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.
В натурализме главным принципом была правдивость, верность натуре, но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий. Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник Поля Верлена «Романсы без слов» ( 1874 ). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский .