Художница Ольга Розанова. В ожидании преображенного мира

В начале двадцатого века, в эпоху зарождения русского авангарда, равной Ольге Владимировне Розановой по уникальности живописного дара было не найти. Своей незаурядной харизмой и особой творческой манерой она выделялась даже на фоне очень одаренных художников того времени. Тех, кого сейчас считают гениями.

Тихий нрав и врожденная скромность Розановой резко контрастировали с ее дерзкой и непримиримой творческой позицией. Она не признавала авторитетов и кумиров, и искала свой путь в живописи. Путь, дающий умиротворение в творческом экстазе самореализации.

Художница Ольга Розанова
Ольга Розанова

Обычно яркая индивидуальность художника не позволяет вместить его в какое-либо определенное направление. Такой художник шире рамок, назначенных для него критиками. Он глубже, чем можно сразу почувствовать и фундаментальнее, чем кажется на первый взгляд. Именно такой была Ольга Розанова – «Первая художница Петербурга», как назвал ее другой гениальный деятель русского авангарда, ее возлюбленный, поэт и художник Алексей Крученых.

Юность художницы

Родилась Ольга Владимировна в уездном городке Меленки, расположенном во Владимирской губернии, 21 июня (по ст. стилю) 1889 года. Отец служил исправником (главой полиции), мать была дочерью священника. Кроме Ольги (самой младшей), в дружной семье воспитывалось еще трое детей.

Художница Ольга Розанова
«Цветы на окне» 1910

В 1904 году, окончив гимназию, Ольга отправилась в Москву и поступила в художественное училище Большакова, где училась живописи. В этюдах, написанных в те годы, виден большой талант и оригинальный творческий стиль художницы. В 1907-1910 годах Ольга училась в престижной и популярной художественной школе Константина Юона. Именно эта школа оказала сильное влияние на художественный почерк нашей героини.

Вхождение в авангард

В 1910 году Розанова познакомилась с Матюшиным и его супругой Еленой Гуро. В их кругу, а это были ключевые фигуры русского авангарда, Ольга Владимировна окончательно утвердилась в своем выборе. Новое искусство – вот путь ее жизни. Уход от тирании канонов, школ и направлений, тирании душевных переживаний и копирования природы.

Художница Ольга Розанова
«Композиция с поездом» 1910

Благодаря новым друзьям, Ольга влилась в «Союз молодежи», первую организацию художников-авангардистов. В ближайшие несколько лет она будет бессменной участницей всех выставок «Союза».

Переехав в Санкт-Петербург, в 1911-1912 годах Ольга сблизилась с Маяковским, Филоновым, Хлебниковым, Татлиным, Малевичем и Крученых. Оказавшись в кругу самых ярких приверженцев авангарда, Ольга полностью погружается в чарующий мир нового искусства. С Алексеем Елисеевичем Крученых у нее завязывается бурный роман, продолжающийся долгие годы.

Художница Ольга Розанова
«Мужчина на улице» 1913

То было время предчувствия загадочного нового мира и время приготовления к нему. Многим талантам хотелось, как они говорили «сменить кожу» — создать нечто принципиально иное. До сих пор невообразимое. Новые концепты творческих устремлений рождались во всех областях искусства, науки и социальной жизни. Ветер перемен становился все более и более шквалистым.

Художница Ольга Розанова
«Направление линий» 1915

Ольга Владимировна всецело погрузилась в трудные искания нового художественного языка, несуществующей прежде выразительности. Ее импульсивная и страстная натура постоянно двигалась вперед.

В неизвестность. В глубины чистой живописи. Туда, где субъективное восприятие цвета было не замутнено традиционными направлениями изобразительного искусства. Властью бесконечных предметов во всевозможных вариациях. Такая живопись была слишком простой для вдумчивого беспредметного взгляда художницы. Розанова не хотела ничего изображать, ее целью была сама суть живописи, тайны цвета в их незамутненной чистоте.

Художница Ольга Розанова
«Комната» 1915

В этом поиске она дошла от импрессионизма через фовизм, кубизм и экспрессионизм до супрематизма. Впитала все это, смогла переосмыслить и явила зрителю подлинную цветопись, намного опередив свое время.

В 1916 года Ольга Владимировна присоединилась к обществу «Супремус» Казимира Малевича. Ее творчество к тому времени стало полностью абстрактным – она работала не с предметами и даже не с плоскостями, а только с цветом. Созданная Ольгой «Зеленая полоса» выступила дерзким продолжением «Черного квадрата».

Художница Ольга Розанова
«Зеленая полоса» 1917

Цветопись

Цветопись – назвала Розанова свою теорию. Оттолкнувшись от аскетики супрематизма, она двинулась в сторону цвета и его философского осмысления. И если в супрематизме цвет только разделяет плоскости, то у Розановой цвет ценен сам по себе. В ее теории цвет обнажается до предела, до последней своей пронзительности.

Художница Ольга Розанова
«Неоднородный состав» 1916

Цвет нами воспринимается не сам по себе, он сливается с предметом и материализуется. Предмет своей фактурой огрубляет и портит цвет, лишает его воздушности и тайны. Но сам цвет нематериален и задача художника, как считала Розанова, выявить сам характер цвета и показать его в настоящей экзистенциальной сути. Цвет – это не инструмент мастера и не средство выражения, а сама цель. Цвет – это самостоятельная данность. Это то, к чему должен стремиться художник.

В таком отношении к цвету Розанова оказалась гораздо ближе к теориям Кандинского, чем к супрематическим изысканиям Малевича.

Преображенный мир

В творчестве Ольга Розанова была очень разносторонней – кроме живописи писала стихи и занималась иллюстрацией книг.

Работы со светом и коллажами, которыми она занималась в 1917-1918 годах, найдут свое отражение только ближе к середине века, на просторах авангардной Америки.

Художница Ольга Розанова
«Распыление цвета» 1917

Розанова умела элегантно совмещать в себе холодную теорию супрематизма с высокой красотой жизни, суровую правду времени с глубокими мистическими откровениями, выверенную точность линий с легким ироническим весельем, краткую заумность стихов с простыми и нежными размышлениями в письмах.

После революции Ольга Владимировна работала в Наркомпросе, руководила художественным подотделом. Новая жизнь окрыляла ее и радовала колоссальными возможностями. Долгожданный преображенный мир открыл свои двери. Ольга с головой погрузилась в деятельность по организации культурной жизни молодой страны. Но судьба отмерила ей совсем мало…

Художница Ольга Розанова
«Полет самолета» 1916

Умерла Ольга Розанова в праздник 7 ноября 1918 года, в первую годовщину Революции, необходимость которой для нее была очевидна. Ольге было всего 32 года. Она простудилась, трудясь на стадионе, полностью отдавая себя оформлению будущего праздника. Ее работа тоже была революционна – художница работала над уникальным освещением неба с помощью разноцветных прожекторов. Розанова осваивала новые пласты Бытия.

В день ее смерти, на праздник, прожекторы зажглись и погрузили Москву в невиданную по своей красоте цветопись. В страну диковинной мечты Ольги Розановой…

Художница Ольга Розанова
Автопортрет
Предыдущая запись Работы Даши Намдакова в Петербурге. Творческий путь мастера
Следующая запись Живопись Владимира Паршикова. Тоска по настоящему
Обсуждение: 3 комментария
  1. Лилия:

    Мне ближе картина Цветы на окне.

    Ответить
  2. Stevendaund:

    и продолжила заниматься в частных студиях. В некрологе, помещенном в газете «Искусство» 5 января 1919 года, упоминается, что художница все же посещала Строгановское училище, но недолго, так как её не удовлетворяла царившая там система преподавания. Искусствовед и специалист по творчеству Ольги Розановой Н. А. Гурьянова считает, что она могла некоторое время посещать училище в качестве вольнослушательницы

    Ответить
  3. Юлия:

    Давно искала подобное, спасибо очень интересно!

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *