В хитром прищуре Михаила Ларионова проявляется веселый нрав, уникальное творческое озорство и добрая усмешка великого мастера. Его взгляд устремлен далеко вперед. Сквозь столетие. Он, снисходительно улыбаясь, смотрит на нас, на наши грандиозные потуги осмыслить и понять окружающий мир.
В его картинах двери восприятия раскрыты полностью. Сквозь них в лица зрителей дует ветер вечности, наполняя дыхание свежестью, а ресницы движением.
Манера Ларионова разнообразна и непредсказуема. Рассматривая его работы вы наслаждаетесь и отголосками Гогена, и дыханием Сезанна, и шепотом Ван Гога. Но переходя к другой картине вы попадаете в лабиринты форм Пикассо и отпечатки движений Матисса. А далее вы ловите себя на том, что рассматриваете нечто невиданное до сих пор.
Все направления начала двадцатого века проносятся перед вашими глазами и задевают струнки воспоминаний и привязанностей. Импрессионизм, фовизм, кубизм, примитивизм, постимпрессионизм.
Ларионов родился в 1881 году и стоял у истоков того, что сейчас гордо именуется Современным искусством. Он, играя и шутя, отрицал школы, преодолевал тенденции и создавал новые направления в живописи.
Вобрав в себя все современные ему стили, он переплавил их в горниле собственного гения и явил миру новый взгляд на живопись. Новый взгляд на мир.
Все лучи авангарда сосредоточились в одном центре, переплелись как пестрые ленты, вспыхнули, возгорели и… возник лучизм. Новое осмысление взгляда на предметы.
Восхищаться можно не только его полотнами, но и самим мастером — весельчак и скандалист, балагур и эстет, тонкий ценитель поэзии и любитель шокирующих перфомансов. Он дрался во имя новой живописи, был биваем и сам бивал оппонентов.
Он творил рядом с Филоновым, Малевичем, Розановой, Татлиным и Матюшиным. Общался с футуристами, дружил с Хлебниковым и Маяковским. Занимался живописью, графикой, фарфором, иллюстрацией и бодиартом. Оформлял декорации к балетам Русских сезонов Дягилева.
Его супругой была блистательная Наталья Гончарова – изысканная женщина, верная подруга и прекрасная художница.
Всю свою долгую жизнь, а прожил Ларионов 82 года, он занимался только тем, что было ему интересно. Он не гнался за модой, трендами и выгодой. Не строил из себя великого учителя и не взращивал верных учеников.
Это был легкий человек, двигающийся к своей, только ему ведомой цели, не занимаясь нравоучительством и обличениями. Как солнечный луч, Ларионов, неожиданно явил себя, согрел и осветил окружающее его пространство и время, а после исчез. Теперь он там, где рождаются лучи, в самом центре своего лучизма…
Более полная наша статья о жизни и творчестве Михаила Ларионова лежит здесь.
Очень понравилось
Спасибо, Настя.
Попробуем-ка мы с детьми что-нибудь нарисовать по мотивам картин Ларионова…