Илья Овсянников – художник еще молодой, но уже «безнадежный». В самом глубоком смысле этого слова. Безнадежный к современному обществу, тяготеющему к ярким вспышкам и модным фишкам, к сладким картинкам и годному контенту.
Современному обществу не важны тонкие вибрации настоящего искусства, звучащие через века истории. Эти вибрации тихи, их волны прочитываются только ищущими душами, настроенными на поиски глубин.
И хотя, как метко подметил Джорджо Агамбен, искусство вслед за религией и философией послушно удалилось в музей, еще остаются художники, желающие быть безнадежными к современным трендам и мишуре. Испытывающие дискомфорт в одномерном пространстве количественных категорий. Мечтающие постигать бездны человеческой природы. Ищущие глубину на плоскости.
Так назвал Илья Овсянников свою выставку. Живопись плоскостей он и показал своим зрителям. Предложил сосредоточиться и почувствовать радость припоминания. Раскрасил своими грезами холсты.
Представил Ленинград в своей незамутненной чистоте. Без обычной слякоти, профанности и дорожных знаков. Без массы машин, которые как бронетранспортеры оккупационной армии отнимают у горожан жизненное пространство. Без вихрей ускользающей выгоды. Без суеты, поработившей внутренний мир живущих.
Художник словно фантастической фрезой срезал все лишнее и больное, все пустое и наносное. Все то, чем постоянно обрастают люди. Картины Ильи Овсянникова кажутся хорошо проветренными от застойных явлений. От мещанской пыли и от хлама банальностей.
Плоскости Ленинграда живут своей жизнью – им не нужны факты, указатели и скопления. Они – самодостаточны и дают понимающему взгляду просторы для рефлексий и переживаний. Они играют цветом.
Цвет разделяет плоскости, живописует смыслы и делится настроением художника. Сдвиги цвета, смена плоскостей рождают в душе новые истории и новые взгляды на обычные глазу предметы.
В живописных переходах цвета таятся почки, содержащие в себе «и лист, и цвет, и ветку» неожиданных воспоминаний, переживаний и духовных прорывов.
В названии выставки не зря упоминается (или припоминается?) Ленинград. Не зря происходит отсыл в прошлое. Те, кто помнит Ленинград, помнит именно масштаб, а не мелочи. Именно плоскости, а не ячейки. Нарративы, а не сплетни. Чувства, а не симптомы.
В мире где истинно только то, что полезно, понятно и удобно, плоскости Овсянникова не вызовут одобрения. Они – непонятны. Блуждающему зрению не за что зацепиться, глаз скользит и скатывается за край картины, уходит от интеллектуальной работы и успокаивается в «невыносимой легкости бытия».
У тех же, кто готов отправиться в путешествие, живописные работы Ильи Овсянникова могут вызвать к жизни целые пласты, сокрытых в душе, размышлений и раздумий. И тогда, тихий зов, спящий до времени, развернется в трогательные слайды, дающие отдохновение и надежду.
Надежду на то, что «конец истории» еще не наступил. А дух времени, безжалостный ко всему подлинному, еще не до конца переломал реальность. Как весной течение ломает лед на Неве.
И что, несмотря на трещины настоящего, где-то вдали еще виднеется близкий сердцу город мечты и город детства – мир вдумчивых людей, созданных по образу и подобию…
Все картины с выставки можно увидеть в нашем Инстаграме.
Давно искала подобное, спасибо очень интересно!
Чтить в человеке можно только благородство.
Вид на Исаакиевский собор это шедевр! Говорю это без всякой иронии. Сильно. Трогает струны. Настоящая живопись. Спасибо.