Безбрежное море Фриды Кало

С 20 марта по 19 мая 2019 года в Санкт-Петербургском музее Фаберже проходила выставка «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера».

Событие уникальное — впервые в мире работы великой супружеской четы выставлялись вместе. Около 90 картин и рисунков, фотографии из семейных альбомов и письма были представлены для ценителей творчества легендарных Фриды и Диего.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни

Оформление выставки выше всяких похвал. Четкая подсветка картин, полумрак залов и необъяснимая тишина не дают отвлекаться на внешний мир.

Посетители словно попадают в загадочный водоворот из любви, живописи и экзистенциальной философии. Сочный латиноамериканский колорит добавляет накала страстей к основным темам полотен.

Темы у художников разные. Если у Фриды это болезненные размышления о превратностях своей трудной судьбы и о смысле собственной жизни. То у Диего это фейерверк радости и жизнелюбия. Они не мыслили себя друг без друга, но  их чувства были разными. У Фриды — любовь как трепет, а у Диего — любовь как игра.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Фрида и Диего» 1931

Роман таких ярких людей не мог быть гладким, безоблачным и пресным. Их отношения бурлили подобно вулкану, заставляя любящих и страдать и восхищаться. Любовь заставляла их творить.

Фрида

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Автопортрет» 1946

Творчество Фриды Кало несет в себе редкий посыл героического мужества и жертвенной любви. Любви к жизни и мужество преодоления невзгод и напастей. Все те, кто слышал историю Фриды невольно содрогались от перенесенных ею мытарств. Страдания взрастили ее и определили направление исканий — она искала в глубине своего существа, внутри души. Только там она могла найти твердую опору в зыбком и болезненном окружающем мире.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Две Фриды» 1939

Ее поиски увенчались успехом — Фрида занялась живописью и смогла совместить жесткий реализм идеи с пространными абстракциями воплощения. В неведомых мирах находила она свое настоящее. Тяжелая жизнь скомпенсировалась в творчестве и это принесло ей желаемое облегчение.

В метафизических фантазиях Фриды прослеживаются ее реальные боли и переживания. Свое отношение к жизни и к любимому человеку она, с предельной откровенностью, перенесла на холсты.

Детство

Родилась Фрида в пригороде Мехико, в 1907 году. Повзрослев, она поменяла год своего рождения на 1910 — год мексиканской революции, ведь всей душой Фрида тяготела к идеям социализма и революционного преображения жизни. «Я родилась вместе с революцией» — говорила она впоследствии.

Отец Фриды, Гильермо Кало — успешный фотограф, незаурядный и творческий человек, сильно повлиявший на ее жизнь, родился в Германии. Мама, Матильда Кальдерон, была испанкой, но с обильной примесью индейских кровей. Именно эта кровь навсегда привязала Фриду к родной земле и культуре. Девушка до конца жизни будет воспевать народные традиции и носить национальные костюмы. Кроме Фриды в семье воспитывались еще три дочери, две старше и одна младше.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Портрет моего отца» 1951

Счастливое детство будущей художницы омрачилось тяжелым заболеванием — полиомиелитом. Болезнь стала первым в длинной череде страшных испытаний, преследующих девушку на протяжении жизни. В это время начал проявляться и закаляться железный характер Фриды —  чтобы избавиться от хромоты, она занималась плаванием, футболом и даже боксом. В ее маленьком, хрупком теле легко уживались железная воля и яростная отвага.

Когда Фриде исполнилось 15 лет, она поступила в Препараторию —  Государственную подготовительную школу — лучшую национальную школу Мехико того времени. Для девочки это было событием исключительным. Мужской коллектив (соотношение мальчиков и девочек было 50 к 1) помог Фриде оттачивать свои волевые качества. Она была остроумной и эрудированной девушкой, благодаря чему завоевала прочный авторитет и имела репутацию неформального лидера. В ее поведении начали прослеживаться нотки эпатажа и нонконформизма. В те годы Фрида впервые увидела своего будущего мужа — художника Диего Риверу.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Портрет Диего Риверы» 1937

Ривера произвел на девушку неизгладимое впечатление, и уже тогда она решила, что станет его женой. Это было в характере Фриды — ставить недостижимые цели и достигать их.

Авария

В 1925 году, когда девушке было всего восемнадцать, судьба в очередной раз пронзила ее жизнь, причем в самом прямом смысле. 17 сентября Фрида попала в страшную аварию — столкнулись автобус и трамвай. Удар был такой сильный, что у Фриды, ехавшей в автобусе, оказался сломан позвоночник в нескольких местах, переломаны тазовые кости, ребра и ключица. Кости правой ноги были раздроблены на части, и особенно пострадала ступня.

В довершение всего, с нее мистическим образом сорвало одежду, окатило невесть откуда взявшейся золотой краской и проткнуло насквозь металлическим поручнем. Острый металл вошел в спину и вышел внизу живота, уничтожив своим ударом возможность иметь детей. Случайных свидетелей трагедии ужаснула сюрреалистическая картина — голая, покрытая золотом девушка, пронзенная и окровавленная. Так жестоко сюрреализм ворвался в жизнь будущей художницы и остался в ней навсегда.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Раненый олень» 1946

Много месяцев провела Фрида в больнице. Врачи буквально вытащили ее с того света. Лечение было долгим, трудным и мучительным. Она жила в гипсе и на растяжках, носила сложные ортопедические корсеты, перенесла огромное количество операций. Ей приходилось лежать месяцами без движения и, чтобы поддержать дочь, отец принес в больницу кисти, краски и специальный мольберт для работы лежа. Девушка погрузилась в живописные фантазии и в творчестве нашла свое самое сильное обезболивающее.

Сюжетами картин Фриды становятся близкие люди, собственное тело и бесконечная боль, ставшая на долгие годы ее внутренним самоощущением. Она рисовала себя разной — часто растерзанной и измученной, но всегда бесконечно сильной и безумно красивой.

В то время у Фриды еще не было собственного стиля, она пыталась быть похожей на своих любимых художников — подражала Ботичелли, Рембрандту и другим гениям Возрождения.

Рисование стало для нее алхимическим деланием — свою боль и отчаяние она сублимировала и возгревала в ретортах живописи. Фантазии помогали Фриде не сдаваться и двигаться вглубь собственной боли и себя. И она выкарабкалась…

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Цветок жизни» 1943

Диего

В 1928 году состоялась легендарная личная встреча Фриды Кало и Диего Риверы. Фрида принесла ему свои работы и хотела выслушать мнение авторитета. Диего высоко оценил талант девушки, отметив для себя ее красоту и неукротимый нрав, столь притягательный для опытного серцееда.

Роман самой экстравагантной пары Латинской Америки завязался быстро. Через год, 21 августа 1929 года, они поженились. Родители Фриды были против этого брака — им не нравилось, что Диего был старше на 20 лет и придерживался коммунистических и атеистических взглядов. Но такова была Фрида — она всегда добивалась своих целей.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
Фрида и Диего

Диего много сделал для становления Фриды как художницы. Он разбудил в ней внутреннее видение — сокровенный взгляд на окружающий мир. Он познакомил Фриду с народным творчеством и индейским искусством. Раскрыл в ней особое метафизическое отношение к жизни и умение четко реализовывать свои замыслы.

В начале 30-х годов супруги часто бывали в США, где у Диего было много заказов. Их приглашали на званые вечера и приемы, знакомили с местной элитой. Фрида привлекала внимание своими яркими нарядами, эпатажными выходками и откровенными разговорами. Она не только не скрывала своих коммунистических пристрастий, а напротив, торжественно провозглашала их.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Портрет ботаника Лютера Бербанка» 1943

Находясь в США, Фрида испытала свое очередное несчастье — ее беременность закончилась трагически. Долгожданный ребенок так и не появился на свет. К физической боли добавилась боль душевная. Боль, крадущая покой и сон. Боль, которая тоже не кончалась — все несколько беременностей случившихся в жизни Фриды закончились аналогично, что добавило в ее картины целые вихри неистовой пронзительности. Ее отчаяние кричало с полотен, обращаясь одновременно к богам и людям.

Но это было не единственное, что омрачало жизнь супружеской четы. Постоянные измены супругов  периодически проверяли брак на прочность. Самым сильным потрясением стал в 1934 году роман Диего с Кристиной, младшей сестрой Фриды. В этот раз Фрида ушла от мужа и погрузилась в мучительное одиночество. Она была раздавлена двойным предательством. Прожив некоторое время на съемной квартире, Фрида поняла, что не может существовать без Диего. И хотя это было сложно, она нашла в себе силы и примирилась с мужем и сестрой.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Сломанная колонна» 1944

О ее романах также ходило много историй. Особенно романтическим ореолом окутана связь Фриды с Троцким. Лев Давидович с супругой приехали в Мексику в 1937 году и по приглашению Диего Риверы, который тяготел к троцкизму, поселились в доме Фриды Кало. После знакомства и нескольких встреч с Фридой сердце пламенного революционера возгорелось так, что ему пришлось спешно уехать, чтобы не потерять контроль над собой и не ставить под угрозу собственный брак.

Жизнь и смерть

В ноябре 1938 года у Фриды состоялась первая персональная выставка. Она прошла в Нью-Йорке, в модной галерее Леви. А в марте 1939 года в Париже Фрида приняла участие в выставке «Мексика».

Художницу заметили европейские художественные круги. Андре Бретон, французский поэт и писатель, заметил Фриду и причислил ее творчество к сюрреализму — своему новому детищу. Фрида потом всю жизнь открещивалась от бретоновских фантазий, и говорила что ее работы исключительно реалистические.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Солнце и жизнь» 1947

После возвращения Фриды из Франции супруги развелись, а через полтора года опять поженились. Им вместе было чрезвычайно трудно, а без друг друга и вовсе невыносимо. Но, чтобы не случалось между ними, до самого конца жизни они пронесли теплые и доверительные отношения.

О своем браке Фрида, с присущим ей чувством юмора, говорила: «В своей жизни я пережила два тяжелых несчастных случая. Сначала я попала под автобус, потом — под Диего!»

Тем временем здоровье Фриды все более ухудшалось. С 1944 года ей пришлось постоянно носить металлический корсет, чтобы облегчить нагрузку на позвоночник. Новые операции не давали эффекта, а лишь усугубляли ситуацию. Чтобы притупить адские боли, эта мужественная женщина использовала уколы морфия и, к сожалению, в конце жизни пристрастилась к наркотику. В 1953 году Фриде пришлось ампутировать ступню из-за начавшейся гангрены. Тело стремительно разрушалось, будто больше не могло сдерживать свободолюбивый дух, рвущийся наружу. Но Фрида выдержала и это — в последний год жизни она много работала и готовилась к первой персональной выставке на родине.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Маска безумия» 1945

К началу проведения выставки художница уже не вставала с постели. А на открытие Фриду, под всеобщее ликование, принесли на носилках и представили публике. Выставка имела ошеломительный успех и положила начало культа почитания Фриды Кало.

Умерла Фрида от пневмонии, 13 июля 1954 года, в возрасте 47 лет. Гроб с телом художницы украсили лепестками роз и любимыми украшениями Фриды. Один из поклонников принес красный пролетарский флаг и после церемонии прощания накрыл им гроб, символизируя этим жестом связь Фриды Кало с идеями освобождения трудящихся из-под гнета капитала.

Перед самой смертью Фрида в своем дневнике попрощалась с этим миром: «Я с радостью жду ухода и надеюсь больше никогда не вернуться»

Наследие

Жизнь Фриды Кало представляется трудной, но предельно честной. Фрида была открыта и правдива в своих высказываниях и картинах, в личной жизни и дневниковых записях. От нее веяло искренностью и прямотой. Фрида, хотя и жила в достатке, всегда высказывалась на темы социальной несправедливости и борьбы простого люда за свои права. Коммунистический фундамент ее мировоззрения всегда был прочен и непоколебим. Она яростно критиковала капиталистический строй и западный уклад жизни. Причем не боялась честно указывать на нищету огромного количества людей в США и во Франции — странах, где она часто бывала.

Фрида любила родную Мексику, ее природу и народы,  нетронутые прерии и обширные плато, национальные традиции и мистические легенды, древние индейские тотемы и культовые сооружения. Все это она воспевала в своих картинах.

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
«Корни» 1943

Но, что самое главное — Фрида своей жизнью показала опыт превозмогания тщеты и победы над тленом. Опыт выхода за флажки обыденности. Показала всем разрыв шаблонов. Она презирала мещанство и банальность, мелочность и ограниченность. Родившись сорванцом, Фрида всегда была верна своей хулиганской натуре — много курила, пила текилу, знала много неприличных анекдотов и никогда не стеснялась в выражениях. Через ее хрупкое и  израненное тело бурным потоком текла жизнь. Жизнь в своей несокрушимой и архаичной мощи. Жизнь как стихия, как анархия. Даже в ее смерти победила жизнь — Фрида стала культовой фигурой, символом жизнелюбия и вечной женственности. О ней до сих пор слагают легенды и мифы. Ее ставят в пример и боготворят.

Фрида любила жизнь, но она любила и то, что наступает после жизни. То, о чем она размышляла в своих запредельных предчувствиях и фантазиях. Она любила безбрежное море вечности и без боязни вошла в его теплые воды.

Ушедший в море, не грустит о суше…

Фрида Кало в музее Фаберже. Безбрежное море жизни
Фрида Кало

Все картины с выставки в нашем инстаграме.

Предыдущая запись «Нерожденные дети» Юлии Сопиной
Следующая запись Четвертое измерение Роберто Матты
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Лилия:

    Это что то необыкновенное. Я начала читать статью исключительно из уважения к автору и не могла оторваться. Меня потрясла её судьба, её характер, отношение к жизни и к смерти и конечно её творчество. Самая поразительная на мой взгляд картина из здесь представленных, это Фрида, как плоть своей любимой Мексики.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *