С 20 марта по 19 мая 2019 года в Санкт-Петербургском музее Фаберже проходила выставка «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера».
Событие уникальное — впервые в мире работы великой супружеской четы выставлялись вместе. Около 90 картин и рисунков, фотографии из семейных альбомов и письма были представлены для ценителей творчества легендарных Фриды и Диего.
Оформление выставки выше всяких похвал. Четкая подсветка картин, полумрак залов и необъяснимая тишина не дают отвлекаться на внешний мир.
Посетители словно попадают в загадочный водоворот из любви, живописи и экзистенциальной философии. Сочный латиноамериканский колорит добавляет накала страстей к основным темам полотен.
Темы у художников разные. Если у Фриды это болезненные размышления о превратностях своей трудной судьбы и о смысле собственной жизни. То у Диего это фейерверк радости и жизнелюбия. Они не мыслили себя друг без друга, но их чувства были разными. У Фриды — любовь как трепет, а у Диего — любовь как игра.
Роман таких ярких людей не мог быть гладким, безоблачным и пресным. Их отношения бурлили подобно вулкану, заставляя любящих и страдать и восхищаться. Любовь заставляла их творить.
Творчество Фриды Кало несет в себе редкий посыл героического мужества и жертвенной любви. Любви к жизни и мужество преодоления невзгод и напастей. Все те, кто слышал историю Фриды невольно содрогались от перенесенных ею мытарств. Страдания взрастили ее и определили направление исканий — она искала в глубине своего существа, внутри души. Только там она могла найти твердую опору в зыбком и болезненном окружающем мире.
Ее поиски увенчались успехом — Фрида занялась живописью и смогла совместить жесткий реализм идеи с пространными абстракциями воплощения. В неведомых мирах находила она свое настоящее. Тяжелая жизнь скомпенсировалась в творчестве и это принесло ей желаемое облегчение.
В метафизических фантазиях Фриды прослеживаются ее реальные боли и переживания. Свое отношение к жизни и к любимому человеку она, с предельной откровенностью, перенесла на холсты.
Родилась Фрида в пригороде Мехико, в 1907 году. Повзрослев, она поменяла год своего рождения на 1910 — год мексиканской революции, ведь всей душой Фрида тяготела к идеям социализма и революционного преображения жизни. «Я родилась вместе с революцией» — говорила она впоследствии.
Отец Фриды, Гильермо Кало — успешный фотограф, незаурядный и творческий человек, сильно повлиявший на ее жизнь, родился в Германии. Мама, Матильда Кальдерон, была испанкой, но с обильной примесью индейских кровей. Именно эта кровь навсегда привязала Фриду к родной земле и культуре. Девушка до конца жизни будет воспевать народные традиции и носить национальные костюмы. Кроме Фриды в семье воспитывались еще три дочери, две старше и одна младше.
Счастливое детство будущей художницы омрачилось тяжелым заболеванием — полиомиелитом. Болезнь стала первым в длинной череде страшных испытаний, преследующих девушку на протяжении жизни. В это время начал проявляться и закаляться железный характер Фриды — чтобы избавиться от хромоты, она занималась плаванием, футболом и даже боксом. В ее маленьком, хрупком теле легко уживались железная воля и яростная отвага.
Когда Фриде исполнилось 15 лет, она поступила в Препараторию — Государственную подготовительную школу — лучшую национальную школу Мехико того времени. Для девочки это было событием исключительным. Мужской коллектив (соотношение мальчиков и девочек было 50 к 1) помог Фриде оттачивать свои волевые качества. Она была остроумной и эрудированной девушкой, благодаря чему завоевала прочный авторитет и имела репутацию неформального лидера. В ее поведении начали прослеживаться нотки эпатажа и нонконформизма. В те годы Фрида впервые увидела своего будущего мужа — художника Диего Риверу.
Ривера произвел на девушку неизгладимое впечатление, и уже тогда она решила, что станет его женой. Это было в характере Фриды — ставить недостижимые цели и достигать их.
В 1925 году, когда девушке было всего восемнадцать, судьба в очередной раз пронзила ее жизнь, причем в самом прямом смысле. 17 сентября Фрида попала в страшную аварию — столкнулись автобус и трамвай. Удар был такой сильный, что у Фриды, ехавшей в автобусе, оказался сломан позвоночник в нескольких местах, переломаны тазовые кости, ребра и ключица. Кости правой ноги были раздроблены на части, и особенно пострадала ступня.
В довершение всего, с нее мистическим образом сорвало одежду, окатило невесть откуда взявшейся золотой краской и проткнуло насквозь металлическим поручнем. Острый металл вошел в спину и вышел внизу живота, уничтожив своим ударом возможность иметь детей. Случайных свидетелей трагедии ужаснула сюрреалистическая картина — голая, покрытая золотом девушка, пронзенная и окровавленная. Так жестоко сюрреализм ворвался в жизнь будущей художницы и остался в ней навсегда.
Много месяцев провела Фрида в больнице. Врачи буквально вытащили ее с того света. Лечение было долгим, трудным и мучительным. Она жила в гипсе и на растяжках, носила сложные ортопедические корсеты, перенесла огромное количество операций. Ей приходилось лежать месяцами без движения и, чтобы поддержать дочь, отец принес в больницу кисти, краски и специальный мольберт для работы лежа. Девушка погрузилась в живописные фантазии и в творчестве нашла свое самое сильное обезболивающее.
Сюжетами картин Фриды становятся близкие люди, собственное тело и бесконечная боль, ставшая на долгие годы ее внутренним самоощущением. Она рисовала себя разной — часто растерзанной и измученной, но всегда бесконечно сильной и безумно красивой.
В то время у Фриды еще не было собственного стиля, она пыталась быть похожей на своих любимых художников — подражала Ботичелли, Рембрандту и другим гениям Возрождения.
Рисование стало для нее алхимическим деланием — свою боль и отчаяние она сублимировала и возгревала в ретортах живописи. Фантазии помогали Фриде не сдаваться и двигаться вглубь собственной боли и себя. И она выкарабкалась…
В 1928 году состоялась легендарная личная встреча Фриды Кало и Диего Риверы. Фрида принесла ему свои работы и хотела выслушать мнение авторитета. Диего высоко оценил талант девушки, отметив для себя ее красоту и неукротимый нрав, столь притягательный для опытного серцееда.
Роман самой экстравагантной пары Латинской Америки завязался быстро. Через год, 21 августа 1929 года, они поженились. Родители Фриды были против этого брака — им не нравилось, что Диего был старше на 20 лет и придерживался коммунистических и атеистических взглядов. Но такова была Фрида — она всегда добивалась своих целей.
Диего много сделал для становления Фриды как художницы. Он разбудил в ней внутреннее видение — сокровенный взгляд на окружающий мир. Он познакомил Фриду с народным творчеством и индейским искусством. Раскрыл в ней особое метафизическое отношение к жизни и умение четко реализовывать свои замыслы.
В начале 30-х годов супруги часто бывали в США, где у Диего было много заказов. Их приглашали на званые вечера и приемы, знакомили с местной элитой. Фрида привлекала внимание своими яркими нарядами, эпатажными выходками и откровенными разговорами. Она не только не скрывала своих коммунистических пристрастий, а напротив, торжественно провозглашала их.
Находясь в США, Фрида испытала свое очередное несчастье — ее беременность закончилась трагически. Долгожданный ребенок так и не появился на свет. К физической боли добавилась боль душевная. Боль, крадущая покой и сон. Боль, которая тоже не кончалась — все несколько беременностей случившихся в жизни Фриды закончились аналогично, что добавило в ее картины целые вихри неистовой пронзительности. Ее отчаяние кричало с полотен, обращаясь одновременно к богам и людям.
Но это было не единственное, что омрачало жизнь супружеской четы. Постоянные измены супругов периодически проверяли брак на прочность. Самым сильным потрясением стал в 1934 году роман Диего с Кристиной, младшей сестрой Фриды. В этот раз Фрида ушла от мужа и погрузилась в мучительное одиночество. Она была раздавлена двойным предательством. Прожив некоторое время на съемной квартире, Фрида поняла, что не может существовать без Диего. И хотя это было сложно, она нашла в себе силы и примирилась с мужем и сестрой.
О ее романах также ходило много историй. Особенно романтическим ореолом окутана связь Фриды с Троцким. Лев Давидович с супругой приехали в Мексику в 1937 году и по приглашению Диего Риверы, который тяготел к троцкизму, поселились в доме Фриды Кало. После знакомства и нескольких встреч с Фридой сердце пламенного революционера возгорелось так, что ему пришлось спешно уехать, чтобы не потерять контроль над собой и не ставить под угрозу собственный брак.
В ноябре 1938 года у Фриды состоялась первая персональная выставка. Она прошла в Нью-Йорке, в модной галерее Леви. А в марте 1939 года в Париже Фрида приняла участие в выставке «Мексика».
Художницу заметили европейские художественные круги. Андре Бретон, французский поэт и писатель, заметил Фриду и причислил ее творчество к сюрреализму — своему новому детищу. Фрида потом всю жизнь открещивалась от бретоновских фантазий, и говорила что ее работы исключительно реалистические.
После возвращения Фриды из Франции супруги развелись, а через полтора года опять поженились. Им вместе было чрезвычайно трудно, а без друг друга и вовсе невыносимо. Но, чтобы не случалось между ними, до самого конца жизни они пронесли теплые и доверительные отношения.
О своем браке Фрида, с присущим ей чувством юмора, говорила: «В своей жизни я пережила два тяжелых несчастных случая. Сначала я попала под автобус, потом — под Диего!»
Тем временем здоровье Фриды все более ухудшалось. С 1944 года ей пришлось постоянно носить металлический корсет, чтобы облегчить нагрузку на позвоночник. Новые операции не давали эффекта, а лишь усугубляли ситуацию. Чтобы притупить адские боли, эта мужественная женщина использовала уколы морфия и, к сожалению, в конце жизни пристрастилась к наркотику. В 1953 году Фриде пришлось ампутировать ступню из-за начавшейся гангрены. Тело стремительно разрушалось, будто больше не могло сдерживать свободолюбивый дух, рвущийся наружу. Но Фрида выдержала и это — в последний год жизни она много работала и готовилась к первой персональной выставке на родине.
К началу проведения выставки художница уже не вставала с постели. А на открытие Фриду, под всеобщее ликование, принесли на носилках и представили публике. Выставка имела ошеломительный успех и положила начало культа почитания Фриды Кало.
Умерла Фрида от пневмонии, 13 июля 1954 года, в возрасте 47 лет. Гроб с телом художницы украсили лепестками роз и любимыми украшениями Фриды. Один из поклонников принес красный пролетарский флаг и после церемонии прощания накрыл им гроб, символизируя этим жестом связь Фриды Кало с идеями освобождения трудящихся из-под гнета капитала.
Перед самой смертью Фрида в своем дневнике попрощалась с этим миром: «Я с радостью жду ухода и надеюсь больше никогда не вернуться»
Жизнь Фриды Кало представляется трудной, но предельно честной. Фрида была открыта и правдива в своих высказываниях и картинах, в личной жизни и дневниковых записях. От нее веяло искренностью и прямотой. Фрида, хотя и жила в достатке, всегда высказывалась на темы социальной несправедливости и борьбы простого люда за свои права. Коммунистический фундамент ее мировоззрения всегда был прочен и непоколебим. Она яростно критиковала капиталистический строй и западный уклад жизни. Причем не боялась честно указывать на нищету огромного количества людей в США и во Франции — странах, где она часто бывала.
Фрида любила родную Мексику, ее природу и народы, нетронутые прерии и обширные плато, национальные традиции и мистические легенды, древние индейские тотемы и культовые сооружения. Все это она воспевала в своих картинах.
Но, что самое главное — Фрида своей жизнью показала опыт превозмогания тщеты и победы над тленом. Опыт выхода за флажки обыденности. Показала всем разрыв шаблонов. Она презирала мещанство и банальность, мелочность и ограниченность. Родившись сорванцом, Фрида всегда была верна своей хулиганской натуре — много курила, пила текилу, знала много неприличных анекдотов и никогда не стеснялась в выражениях. Через ее хрупкое и израненное тело бурным потоком текла жизнь. Жизнь в своей несокрушимой и архаичной мощи. Жизнь как стихия, как анархия. Даже в ее смерти победила жизнь — Фрида стала культовой фигурой, символом жизнелюбия и вечной женственности. О ней до сих пор слагают легенды и мифы. Ее ставят в пример и боготворят.
Фрида любила жизнь, но она любила и то, что наступает после жизни. То, о чем она размышляла в своих запредельных предчувствиях и фантазиях. Она любила безбрежное море вечности и без боязни вошла в его теплые воды.
Ушедший в море, не грустит о суше…
Все картины с выставки в нашем инстаграме.
Это что то необыкновенное. Я начала читать статью исключительно из уважения к автору и не могла оторваться. Меня потрясла её судьба, её характер, отношение к жизни и к смерти и конечно её творчество. Самая поразительная на мой взгляд картина из здесь представленных, это Фрида, как плоть своей любимой Мексики.