Где-то в глубинке нашей необъятной Родины стоит завод. Обычный завод железобетонных изделий. Стоит на отшибе, километров в шести от города, вокруг степь и прямые линии дорог. Зарплата у рабочих небольшая, да еще и задерживают постоянно.
В один из дней на завод наведался владелец предприятия Калугин и сообщил, что завод закрывается, ввиду полной нерентабельности. Рабочие в отчаянии. Завод – это градообразующее предприятие, и другой работы не найти.
В арматурном цеху зреет заговор. Рабочий по кличке Седой, бывший спецназовец, подбил еще пятерых своих коллег взять в заложники Калугина и потребовать выкуп, который и покроет все долги по зарплате. Рабочие обсудили план и приступили к его выполнению. Но тут в дело вступает начальник охраны Калугина – некто с прозвищем Туман, и ситуация накаляется до предела.
На первый взгляд сюжет представляет собой обыкновенную классовую борьбу – голодные и благородные рабочие против сытых и наглых буржуев. Но это только на первый взгляд.
Режиссер Юрий Быков хорош тем, что постоянно ставит своих героев в патовые ситуации. В его фильмах персонажи постоянно вынуждены выбирать между «как бы все поступили» или «по совести». Или выбирать между двумя правдами, каждая из которых ужаснее другой. Да и действовать по совести тоже бывает чревато и все зависит от каждой конкретной ситуации. Например, в фильме «Майор» того же режиссера, главный герой, решивший жить по совести, только увеличил и преумножил зло.
«Завод» не является исключением – ситуации стали еще драматичнее, а решения еще пронзительнее. Причем перед глобальным выбором оказывается не только главные герои, Седой и Туман, но и другие персонажи.
Получается так, что люди в большинстве своем, делают выбор автоматически, согласно социальным ролям. Они действуют по шаблону и потому предсказуемы и несчастны. Навязанные им роли они принимают за свою реальную жизнь и не живут жизнью своего личного выбора.
Людям навязали нехитрую схему – если будешь успешен и богат, то будешь счастлив. Вот, бедняги, и тратят свою жизнь на погоню за этими ценностями. Но счастья они не находят, а напротив – становятся еще более несчастными и озлобленными.
Счастлив тот, кто действует в жизни по зову своей души, не обращая внимания на стереотипы, социальные установки, клановые связи и цеховое братство. А выбирать нужно заново в каждый конкретный момент. Нельзя руководствоваться заготовленными схемами и шаблонами.
Истина – штука зыбкая, ежесекундная. Чтобы жить на ее волне, требуется постоянное понимание момента, трезвый взгляд и чистая душа. Ничто не может быть инструкцией к правильному выбору. Никакая мораль не создаст чистую душу. Чистая душа и безупречное поведение – это волевой акт.
Кажется, Юрий Быков и пытается донести до зрителя мысль, что только доброта и сострадание способны сделать наше существование лучше. Ведь без этих душевных качеств жизнь превращается в ад.
Кстати, в начале фильма, Денис Шведов, исполняющий роль Седого, идет на завод, где постепенно и погружается в ад, созданный своим упрямым стремлением к справедливости.
Еще один посыл фильма – пригласить зрителя к размышлению о природе справедливости. Нужна ли она? Есть ли она вообще? И насколько желание справедливости может изуродовать жизнь и душу человека.
Режиссер показывает путь к справедливости как отчаянную борьбу фанатика идеи, не щадящего ни себя, ни других. Он не только не одаривает справедливостью окружающих, но портит всем жизнь и губит сам себя. И возникает вечный вопрос – Что делать?
Неужели романтическая мечта о справедливости несостоятельна? Очевидно, что так. Ведь в природе не бывает справедливости. Все рождаются с абсолютно разными талантами и потребностями. Только доброта, любовь и милосердие могут уровнять людей. Только чистая душа, исполненная любовью, поймет и простит Другого.
Милосердие – вот антитеза справедливости. Вот единственный выход из мрака социальной ненависти. Единственный выход на солнечный свет из пещеры отчуждения и неприятия.
«Милости хочу, а не жертвы» говорит нам Священное Писание, и Юрий Быков аккуратно проводит эту мысль во всех своих картинах.
В конце фильма герой Туман, которого исполняет Владислав Абашин, выходит с завода и направляется по дороге вдаль. Он вышел из ада. Вышел на дорогу к свету. Он почувствовал истину и ухватился за ее тонкую нить.
Браво, Юрий Быков! Аплодирую стоя.
Наша статья о фильме Юрия Быкова «Майор».
Наша статья о фильме Юрия Быкова «Сторож».
«Завод» на Кинопоиске.
«Завод» на IMDB.
Очень хорошая рецензия.. А главное вовремя Я бы эту рецензию поместила бы перед показом фильма.. Наверно, некоторые не согласятся со мной, мол у каждого своё мнение. Но это как вектор для молодёжи и не только. Не вдумываясь в главную мысль о милосердии , некоторые могут скатиться к фильму как к боевику. Как интересно сам режисёр отнёсся бы к такому разбору этого фильма. Спасибо огромное.
Спасибо, за отзыв. Я думаю, что перед показом не надо читать рецензии, можно невольно уйти за чужой мыслью. Автор может быть не прав. Тем более, что сам Юрий Быков нам постоянно говорит о том, что все мы разные и ситуации у всех разные. Каждому необходимо самому дойти до истины, а не использовать чужие пути и шаблоны. Нужно самому пытаться осмыслить происходящее, а уже потом сравнивать свои размышления с другими. И в этом самый кайф.
Очень проникновенный разбор фильма., благодаря этому захотелось пересмотреть предыдущие фильмы Юрия Быкова. Главная мысль о милосердии покорила меня. Спасибо.
Да, мне тоже кажется полезным перед фильмом прочитать данную рецензию. Фильмы Быкова глубокие, неоднозначные. В них важен не сюжет, а то что за ним стоит. А за ним стоит Человек ищущий…
Конечно, Юрий просто помещает человека в жуткую ситуацию и размышляет о том, как из нее выбираться. Причем выход у каждого свой. Спасибо за отклик.