Свой 254-й день рождения 7 декабря 2018 года Государственный Эрмитаж отметил уникальным событием. В течение трех месяцев из Пикетного зала Зимнего дворца можно перенестись в эпоху Раннего Возрождения. Здесь открылась экспозиция, посвященная одному из лучших итальянских художников Кватроченто, Пьеро делла Франческа.
В России ни в одном музее нет его картин, поэтому для всех ценителей живописи выставка Пьеро делла Франческа в Эрмитаже – редкая возможность увидеть шедевры мастера. Спешите насладиться настоящим искусством.
Мы с мужем не могли пропустить такое событие и посетили Эрмитаж в воскресенье 20 января. Зима – самое благоприятное время для похода в музей. Туристов в разы меньше, никакой суеты, а из окон музея открываются прекрасные виды на зимний Петербург. В общем, для Эрмитажа такое количество посетителей, которое мы встретили в воскресенье, равно их отсутствию. Даже на выставке Пьера делла Франческа в 12 часов можно было без проблем подойти к картинам и внимательно постоять рядом.
При входе на выставку красуется стенд с краткой биографией Пьеро делла Франческа на двух языках, а для любителей видеоряда демонстрируется фильм о художнике.
На восприятие картин всегда очень влияет помещение, в котором они представлены. В Эрмитаже дизайнеры потрудились достойно. Пикетный зал напоминает белоснежные своды итальянского храма во Флоренции, где в нишах храма блистают прекрасно освещенные шедевры мастера. Выставка по площади небольшая, но такая белизна в оформлении дает ощущение пространства и легкости. Описание каждой картины выполнено на железных табличках, что усиливает красоту интерьера.
О Пьеро делла Франческа по-настоящему вспомнили только в середине XIX века. В настоящее время основная часть наследия художника хранится в небольших музеях Италии и в частных коллекциях. Мастер писал в основном фрески, а не картины, и еще никому не удавалось собрать такое количество его произведений в одном месте. Государственный Эрмитаж это сделал первым.
«Благовещение» – навершие алтаря храма Святого Антония, доставлено из итальянской Национальной галереи Умбрии (город Перуджа) и ранее никогда не вывозилось из стен этого музея, а картина «Портрет Сиджизмондо Малатеста» привезена для Государственного Эрмитажа эксклюзивно из парижского Лувра.
Стоит отметить еще одну уникальность выставки. Здесь впервые встретились створки алтаря Святого Августина, хранящиеся в музеях разных стран Европы, – «Святой Михаил», «Святой Августин» и «Святой Николай Толентинский».
Всего на выставку в Северную столицу привезено 11 творений Пьеро делла Франческа.
Из Италии:
Из других стран Европы:
Выставка в Эрмитаже называется «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи». Математик Лука Пачоли, земляк Пьеро делла Франческа, наградил таким званием мастера еще при его жизни.
Делла Франческа был не только живописцем, но и теоретиком, написавшим несколько математических трактатов. Изученные законы перспективы и светотени, мастер первым применил в своем творчестве. Делла Франческа один из немногих, кому удалось скрестить «алгебру и гармонию». В его картинах занудные математические расчеты превращаются в поэзию.
В работе «Благовещение» изображение перспективы настолько натурально, что создается иллюзия объема. Так и хочется войти в картину и прогуляться по анфиладе. Все дети-посетители выставки даже специально вставали сбоку картины и пытались увидеть объем, но всегда разочарованно убеждались, что это плоскость, а не 3d пространство.
В конце жизни у художника сильно ухудшилось зрение. Он оставил живопись и посвятил себя созданию теоретических трактатов для будущих поколений. На выставке представлены:
Переходя от одного произведения искусства к другому, нас с мужем не покидало ощущение мистического восторга, а в голове звучали слова директора Эрмитажа Михаила Пиатровского: «Здесь собраны картины, перед каждой из которых надо становиться на колени».
Насладиться шедеврами итальянского мастера можно до 10 марта.
Спасибо! Особенно портрет Сиджизмондо Малатеста впечатлил.