Умберто Мариани. Скрытые формы под складками кулис

Умберто Мариани приехал в Санкт-Петербург чтобы лично открыть свою выставку в Главном штабе Эрмитажа. Вернисаж прошел 13 февраля, а выставка продлится до 31 марта 2019 года. Зеленый и красный залы-трансформеры Главного штаба стали полигоном для метафизических экспериментов мастера.

Умберто Мариани. Скрытые формы под складками кулис
Умберто Мариани

В Санкт-Петербург художник привез 30 своих работ. Большинство из них входят в новую серию «Скрытые формы». Работы Мариани представляют собой странные и загадочные драпировки холстов тканью. Создается впечатление, что картины занавешены временно, и кулисы скоро приоткроются. Но кулисы и являются самими картинами.

Выставка проходит в рамках проекта «Абстракционизм в Италии». А совсем недавно, в этом же проекте, посетители могли видеть итальянца Акилле Перилли, с его мощным устремлением в геометрию, взрывами красного и уходом от центра. Перилли зачаровывал и давал загадки.

Но с Мариани все сложней, к нему нужен другой подход. Он не показывает загадку, он накрывает ее тканью, драпирует. Загадка становится спрятанной, сокрытой. Если у Перилли абстракция символов, то у Мариани — абстракция потаенного.

Умберто Мариани. Скрытые формы под складками кулис
Умберто Мариани «Беззвучный алфавит — Х» 1975

Умберто Мариани. Биография

Умберто Мариани родом из итальянского города Милана. Он родился 16 ноября 1936 года в мелкобуржуазной семье. Отец будущего художника принимал активное участие в антифашистской борьбе. Их дом в Милане в 1942-1943 годах был прибежищем для семей гонимых евреев. Это рискованная деятельность проходила на глазах юного Умберто – с самого детства он узнал цену человеческому достоинству и храбрости. Узнал что такое боль и отчаяние. Опыт войны отпечатался в душе Мариани на всю жизнь.

В 1954-1958 Умберто учился в Академии Брера, одной из лучшей академии изящных искусств в Италии. Его учителем был знаменитый художник Акилле Фуни, кубофутурист в молодости, почитатель античности и один из участников движения «Итальянское Новеченто».

Акилле Фуни
Акилле Фуни «Автопортрет» 1921

Вместе с учителем Мариани участвовал в написании грандиозных фресок, украсивших различные храмы и базилики. В этой работе он привыкал к большим формам, учился чувствовать объемы. Все это ему пригодится в будущих абстракциях. В тоже время учитель прививал ему любовь к античной скульптуре – тогда, еще в молодости, Мариани впервые почувствовал тайны за складками мраморных хитонов. Тайны, которые невозможно узнать, на них можно лишь указывать. Создавать тайный намек на тайну.

В 1960-1970 годах Мариани успешно выставлялся в знаменитых музеях современного искусства Европы. Все эти годы он шел к своему фирменному стилю. Первая «задрапированная» картина появилась на свет в 1974 году. После этого мастер продолжил поиски. Он окунулся в поп-арт, но вскоре, не увидев в нем глубины, охладел.

Умберто Мариани. Скрытые формы под складками кулис
Умберто Мариани «Изысканный пляж»

Мастеру не понравилась свойственная поп-арту бездуховность – он не видел себя в бессмысленном и пустом позерстве. Мариани хотел более глубокого подхода к творчеству. Он искал инструментарий для выражения вечных вопросов, связанных с его духовными исканиями.

К 1990 году Мариани полностью отказался от собственно рисования и занялся исследованиями изгибов ткани и таинственных переходов света и тени.

Скрытые формы картин без названия

Сокровенные вопросы скрыты за портьерами нашего мышления. На вечные истины наброшены ткани логики. Люди не могут видеть сокрытое и поэтому есть соблазн считать, что сокрытого не существует, а истина – преходяща, сиюминутна и быстротечна.

Нужны пророки или гении, чтобы указывать людям на фундаментальные основы бытия, на истину. Нужны мастера, которые намеком, жестом или словом укажут направление, куда смотреть, к чему приблизиться, о чем задуматься.

Умберто Мариани и показывает своими драпировками, что мир сложен, загадочен и бесконечен. Что мир шире и глубже нашего представления о нем. За изгибами тканей на работах мастера может скрываться все что угодно – мир античности, с его строгим, аполлоническим порядком, или мир первых христиан, с их дионисийскими прорывами в метафизику, или современный мир безверия и нигилизма. Каждый может представить что-то свое. Остановиться, призадуматься и прикоснуться к тому, к чему вообще невозможно прикасаться.

Ткани призваны скрывать потаенное, но их легкость позволяет им принимать очертания того, что под ними. По этим очертаниям можно ориентироваться в таинственном. Можно предсказать загадочное. Но у Мариани все намного сложнее.

Умберто Мариани. Скрытые формы под складками кулис
Умберто Мариани «Скрытая форма» 2017

Ткани, а на первый взгляд они кажутся таковыми, созданы художником из фольгированного свинца с добавлением винила и песка. Они так искусны, что создают иллюзию фактуры бархатной занавеси или атласной портьеры. Их кажущая легкость – обман. Изгибы и извивы имеют металлическую твердость. И если возникнет желание откинуть покров и заглянуть в бездну тайны, то, преображенный в ткань металл, уверенно остановит помысел. Не даст заглянуть за грань. Придавит безмолвием.

Истину нельзя увидеть, ее можно только почувствовать, предварительно возгрев своим сердцем. Склонным к поиску, сердцем…

На выставке картин Умберто Мариани есть над чем задуматься, хотя кому-нибудь наверняка будет скучно. Мастер предоставил зрителю широкое поле для фантазии. Некоторые, небрежно окинув взглядом странные работы, проходят мимо. Другие же долго вглядываются в развешанные портьеры, скрывающие бесконечность.

Даже если Боги ушли – их сияние остается на плащаницах и хитонах. И, вглядываясь в изгибы тканей, можно представить скрытые формы Неведомого под складками кулис…

Умберто Мариани. Скрытые формы под складками кулис
Умберто Мариани «Без названия» 2014
Умберто Мариани. Скрытые формы под складками кулис

Умберто Мариани «Скрытая форма» 2017
Умберто Мариани. Скрытые формы под складками кулис

Все картины с выставки можно увидеть в нашем Инстаграме.

Предыдущая запись Леон Блуа. Возмутитель спокойствия
Следующая запись Морис Утрилло. Скитания одинокого певца Монмартра

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *