Умберто Мариани приехал в Санкт-Петербург чтобы лично открыть свою выставку в Главном штабе Эрмитажа. Вернисаж прошел 13 февраля, а выставка продлится до 31 марта 2019 года. Зеленый и красный залы-трансформеры Главного штаба стали полигоном для метафизических экспериментов мастера.
В Санкт-Петербург художник привез 30 своих работ. Большинство из них входят в новую серию «Скрытые формы». Работы Мариани представляют собой странные и загадочные драпировки холстов тканью. Создается впечатление, что картины занавешены временно, и кулисы скоро приоткроются. Но кулисы и являются самими картинами.
Выставка проходит в рамках проекта «Абстракционизм в Италии». А совсем недавно, в этом же проекте, посетители могли видеть итальянца Акилле Перилли, с его мощным устремлением в геометрию, взрывами красного и уходом от центра. Перилли зачаровывал и давал загадки.
Но с Мариани все сложней, к нему нужен другой подход. Он не показывает загадку, он накрывает ее тканью, драпирует. Загадка становится спрятанной, сокрытой. Если у Перилли абстракция символов, то у Мариани — абстракция потаенного.
Умберто Мариани родом из итальянского города Милана. Он родился 16 ноября 1936 года в мелкобуржуазной семье. Отец будущего художника принимал активное участие в антифашистской борьбе. Их дом в Милане в 1942-1943 годах был прибежищем для семей гонимых евреев. Это рискованная деятельность проходила на глазах юного Умберто – с самого детства он узнал цену человеческому достоинству и храбрости. Узнал что такое боль и отчаяние. Опыт войны отпечатался в душе Мариани на всю жизнь.
В 1954-1958 Умберто учился в Академии Брера, одной из лучшей академии изящных искусств в Италии. Его учителем был знаменитый художник Акилле Фуни, кубофутурист в молодости, почитатель античности и один из участников движения «Итальянское Новеченто».
Вместе с учителем Мариани участвовал в написании грандиозных фресок, украсивших различные храмы и базилики. В этой работе он привыкал к большим формам, учился чувствовать объемы. Все это ему пригодится в будущих абстракциях. В тоже время учитель прививал ему любовь к античной скульптуре – тогда, еще в молодости, Мариани впервые почувствовал тайны за складками мраморных хитонов. Тайны, которые невозможно узнать, на них можно лишь указывать. Создавать тайный намек на тайну.
В 1960-1970 годах Мариани успешно выставлялся в знаменитых музеях современного искусства Европы. Все эти годы он шел к своему фирменному стилю. Первая «задрапированная» картина появилась на свет в 1974 году. После этого мастер продолжил поиски. Он окунулся в поп-арт, но вскоре, не увидев в нем глубины, охладел.
Мастеру не понравилась свойственная поп-арту бездуховность – он не видел себя в бессмысленном и пустом позерстве. Мариани хотел более глубокого подхода к творчеству. Он искал инструментарий для выражения вечных вопросов, связанных с его духовными исканиями.
К 1990 году Мариани полностью отказался от собственно рисования и занялся исследованиями изгибов ткани и таинственных переходов света и тени.
Сокровенные вопросы скрыты за портьерами нашего мышления. На вечные истины наброшены ткани логики. Люди не могут видеть сокрытое и поэтому есть соблазн считать, что сокрытого не существует, а истина – преходяща, сиюминутна и быстротечна.
Нужны пророки или гении, чтобы указывать людям на фундаментальные основы бытия, на истину. Нужны мастера, которые намеком, жестом или словом укажут направление, куда смотреть, к чему приблизиться, о чем задуматься.
Умберто Мариани и показывает своими драпировками, что мир сложен, загадочен и бесконечен. Что мир шире и глубже нашего представления о нем. За изгибами тканей на работах мастера может скрываться все что угодно – мир античности, с его строгим, аполлоническим порядком, или мир первых христиан, с их дионисийскими прорывами в метафизику, или современный мир безверия и нигилизма. Каждый может представить что-то свое. Остановиться, призадуматься и прикоснуться к тому, к чему вообще невозможно прикасаться.
Ткани призваны скрывать потаенное, но их легкость позволяет им принимать очертания того, что под ними. По этим очертаниям можно ориентироваться в таинственном. Можно предсказать загадочное. Но у Мариани все намного сложнее.
Ткани, а на первый взгляд они кажутся таковыми, созданы художником из фольгированного свинца с добавлением винила и песка. Они так искусны, что создают иллюзию фактуры бархатной занавеси или атласной портьеры. Их кажущая легкость – обман. Изгибы и извивы имеют металлическую твердость. И если возникнет желание откинуть покров и заглянуть в бездну тайны, то, преображенный в ткань металл, уверенно остановит помысел. Не даст заглянуть за грань. Придавит безмолвием.
Истину нельзя увидеть, ее можно только почувствовать, предварительно возгрев своим сердцем. Склонным к поиску, сердцем…
На выставке картин Умберто Мариани есть над чем задуматься, хотя кому-нибудь наверняка будет скучно. Мастер предоставил зрителю широкое поле для фантазии. Некоторые, небрежно окинув взглядом странные работы, проходят мимо. Другие же долго вглядываются в развешанные портьеры, скрывающие бесконечность.
Даже если Боги ушли – их сияние остается на плащаницах и хитонах. И, вглядываясь в изгибы тканей, можно представить скрытые формы Неведомого под складками кулис…
Все картины с выставки можно увидеть в нашем Инстаграме.