«Нерожденные дети» Юлии Сопиной

О детях можно говорить по-разному – с шамкающим умилением или с фанатичным восторгом. С робкой надеждой или с нескрытым осуждением. Но можно говорить о них и с бесконечной грустью, иногда переходящей в отчаяние.

К сожалению, подобное состояние – редкость. В наше время мало кто видит оборотные стороны современного общества — отчуждение человека от своего внутреннего мира, утрату смыслов существования. Мало кто замечает детей, лишенных фундамента и стержня, превращенных в безликих скитальцев. Детей, обреченных на унылую жизнь в нелепом мире бессмысленности.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Нерожденные дети» 2017

«Нерожденные дети»

Эти сложные и глубокие вопросы поднимает в своих работах петербургская художница Юлия Сопина. Ее выставка называется «Нерожденные дети» и представляет собой сложное пространство для рефлексии, раздумий и прозрений.

Выставка концептуально поделена на два зала – «нерожденные дети» и работы, посвященные шедеврам оперной сцены. Такие несовместимые, на первый взгляд, темы, благодаря таланту художницы, сплелись в единый узел глубинного осмысления участи женщины и ребенка в современном мире. Жизни и смерти рожденных и нерожденных.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Младенец в распашонке» 2018

«Нерожденные дети» возникли у Юлии Сопиной после размышлений над пропагандистскими плакатами советской эпохи. Изображенные на них дети пытаются выглядеть счастливыми, но они несчастны. С плакатов смотрят неживые детские лица с потухшими взорами и искусственными улыбками. Симулякры счастливого детства.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Девочки в белых панамках» 2016
«Младенец и мишка» 2018

Художница подчеркнула непривлекательность детских фигур, поместив их на светло-коричневый фон. Серые дети на унылом фоне. Гротескные манекены-младенцы. Белые пеленки и платьица неестественными белыми пятнами расползаются по картине. Нет озорства детства, задорного смеха и светлых улыбок.

Иногда белые панамки кажутся нимбами над головками детей. Но это только кажется…

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Бегущие» 2016

Лица младенцев на полотнах Юлии выглядят взрослыми, умудренными жизнью. Это придает картинам еще более зловещие тона. Художница предельно жестко очерчивает проблему.

Дети-старички с полотен обращаются к зрителям, пытаются привлечь внимание к своей судьбе – постепенному превращению прекрасных, уникальных созданий в обезличенную массу несчастных существ. Винтиков системы.

Но, кажется, прошлое ушло, свобода ворвалась и свежим воздухом наполнила изголодавшиеся легкие. Кажется, долой траур, долой грусть, скинем серость и будем наслаждаться пестротой и насыщенностью «дивного» нового мира.

Но Юлия Сопина не позволяет расслабиться и протягивает мост в наше время – она надевает современные солнцезащитные очки на болезненных детей. Добавляет на некоторые картины яркие цвета, несвойственные советской эпохе. Она показывает этим, что, собственно, ничего не изменилось с тех пор – современное общество «победивших свобод» так же, а возможно и еще сильнее, калечит невинные души. Не дает им родиться в духе, в творческой самореализации. Потребление становится главным смыслом их существования и не дает развиться частичке неба, дарованной всем от рождения.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Спящий младенец» 2017

Дети не раскрываются для познания, а постепенно тлеют и угасают. Они смотрят на мир через пелену идеологий и под диктатом социальных стереотипов. Строят свою жизнь согласно примитивным моделям и трендам. Живут, так и не родившись.

Одно из центральных мест выставки занимает скорбный лик Богородицы. Пресвятая Дева, обливаясь кровавыми слезами, смотрит на несчастных младенцев и бесконечно скорбит, оплакивая их судьбы.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Слезы Девы Марии III» 2017

«Нерожденные дети»– это рефлексия автора, выстраданный взгляд на прошлое и настоящее. Желание высказаться на немодную и болезненную тему.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Слезы Девы Марии II» 2017

Женщина без тени

«Оперную» часть выставки предваряет автопортрет художницы с приглашающим названием «В оперу». Юлия показала себя в нарочито театральных тонах – красное платье, яркое пятно губ. Что-то нелепое ощущается в изображенной женщине, и нечто очень трогательное.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«В оперу!» 2017

Лицо Юлии на картине выражает одновременно радость предвкушения и испуг. Испуг прикосновения к смыслам. Экзистенциальный ужас вечных вопросов.

Странное сочетание розового и алого действуют возбуждающе – призывает выйти из иллюзорного мира обыденности и погрузиться в реальный мир болезненных размышлений. Проследить, как лейтмотивы оперных спектаклей разворачиваются в живописи.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Женщина без тени» 2016
Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Тристан и Изольда» 2018

Живопись Юлии Сопиной строга – мрачные фоны картин оттеняют резкие эмоции чувственных прозрений. Театральность на холстах очевидна – контрастные цвета, фактурные поверхности, ровные сценические пространства. Голос автора тих и спокоен, ненастойчив и печален. Живопись, легко струясь, рассказывает о настроении художницы, о ее рефлексии и поиске. Но рассказ этот предельно лаконичен.

Юлия не загромождает полотна подробностями, не растворяется в деталях, она лишь предлагает живописный иероглиф, где сама живопись и является его прочтением.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Женщина без тени» 2016
Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Травиата» 2016

Все работы на выставке объединяет слегка заметное и грозное присутствие смерти. Постоянным рефреном звучит ее вкрадчивый шепот, заставляя стряхнуть с себя сонную пыль и сосредоточиться. Чтобы вместить в себя данность – смерть забирает рожденных и нерожденных.

Смерть – это единственное, что еще может помочь в осмыслении жизни. Последний бастион истины, оставшийся в этом мире.

Спектакли на полотнах проходят один за другим, и везде главный персонаж – женщина. Женщина как ангел, как возлюбленная, как товар и как виновница «нерожденных детей». Женщина без тени. Женщина, не способная дать жизнь. Женщина, без осознания своего главного предназначения – прикосновения к Источнику жизни…

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Дон Жуан» 2016
Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Фатима» 2017

Выставка серьезная, волнующая и болезненная. Много тревожных образов проносится перед глазами, много раздумий беспокоят душу. Но художница дает надежду. Где-то вдали, сквозь мрачные полотна виднеется свет. Тихо звучат звуки церковной службы. Хор нерожденных детей возносит свои молитвы к небу.

Звучит Имя… Имя Имен.

Юлия Сопина. Нерожденные дети
«Царь Вселенной» 2019
Юлия Сопина. Нерожденные дети
Юлия Сопина, член Санкт-Петербургского творческого союза художников IFA.
Родилась в Ленинграде в 1968 году.
Участница объединения «Безнадежные живописцы».
Предыдущая запись Илья Овсянников. Глубина на плоскости
Следующая запись Безбрежное море Фриды Кало
Обсуждение: 2 комментария
  1. Дарья:

    Впечатляющая живопись и сильная статья. Действительно, мало дать жизнь…

    Ответить
  2. Лилия:

    Выставка серьёзная, волнующая и болезненная. Это выдержка из статьи. Я с этим полностью согласна, но художественный ряд меня ужаснул, что в первой части выставки, что и во второй. Художник не добилась той цели на которую рассчитывала. Это исключительно моё мнение. Я бы хотела услышать мнение молодых. Не хотела ни кого обидеть.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *