Морис Утрилло. Скитания одинокого певца Монмартра

Имя французского художника Мориса Утрилло навсегда осталось в истории пейзажной живописи начала ХХ века. Он, как никто другой, страстно любил Париж, особенно Монмартр, и на протяжении всей жизни воспевал обыденные улицы города на своих полотнах.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра

Ранние годы

Морис Утрилло появился на свет 26 декабря 1883 года в Париже и был единственным ребенком Сюзанны Валадон – известной в те времена талантливой натурщицы и художницы. С юности она позировала прославленным Ренуару, Пюви де Шаванну, Дега, Тулуз-Лотреку, а в будущем стала первой женщиной, которую приняли во французский союз художников. Сюзанна Валадон имела много поклонников, вела насыщенную богемную жизнь, в которой с детства существовал ее сын.

Это наложило печальный отпечаток на психику и чувствительный характер будущего художника. С детства Морис был замкнут, робок, неуравновешен, случались нервные припадки. Он никогда не знал своего отца (этого не знала даже его мать, или она не хотела рассказывать). Один из поклонников Сюзанны Валадон, испанский писатель Мигель Утрилло-и-Молинс, усыновил мальчика, дал свою фамилию и больше никогда не появлялся в его жизни. До 13 лет Морис воспитывался у бабушки, которая часто лечила его успокоительным напитком крестьян – вином, смешанным с молоком.

Увлечение живописью

К сожалению, алкоголь так на всю жизнь и остался верным спутником художника. В 18 лет Морис Утрилло впервые попал в психиатрическую лечебницу. После этого случая, Сюзанна Валадон решила привлечь сына к рисованию. И он по-настоящему увлекся. Живопись станет его единственной радостью в этом мире – мире одиночества, заброшенности и тревоги.

Морис Утрилло никогда не проявлял дара и тяги к рисованию, не имел художественного образования. Его единственными учителями были мать и уличные художники, за которыми он наблюдал мальчишкой. Чудесным образом подаренные матерью кисти и краски пробудили в Утрилло спящего гения.

В начале 1900-х семья Валадон жила в предместье Парижа Монманьи, поэтому художник подолгу бродил по предместьям, берегам Сены, иногда выезжал в город и тренировался писать с натуры, развивая проснувшийся талант только своей творческой интуицией.

Свои первые картины он подписывал как «Морис Валадон», а в 1906 году из-за непростых отношений с матерью Морис переехал жить в мастерскую на Монмартре и сменил подпись. Но какими бы непростыми были их отношения, художник всегда испытывал к матери нежное обожание и почтение и всю дальнейшую жизнь подписывал свои картины как «Морис Утрилло В.»

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Пейзаж в Монманьи» около 1906 г.

Рисование на пленере давались Утрилло тяжело психологически. Он обладал стеснительным и робким характером, а назойливое внимание и насмешки прохожих выбивали его из колеи. Именно поэтому художник не рисовал портреты – стеснялся разглядывать людей в лицо. Главным в его творчестве стал безмолвный городской пейзаж. Поселившись на Монмартре, Утрилло стал чаще, а с конца 1900-х и окончательно, рисовать по памяти и открыткам.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Ворота Сен-Мартен» 1908 г.

1902-1910 годы. Ранний период творчества

Творчество Мориса Утрилло негласно разделено на несколько периодов, а связано это с изменением цветов палитры в его работах. Пейзажи раннего периода (примерно 1902-1910 года) отличаются темными красками, а в городских пейзажах проявляется особенность, которая в будущем будет отличать работы художника – отсутствие действующих лиц.

Париж Утрилло пустынен даже в разгар дня. Если персонажи и появляются, то они расплывчаты, одиноки и отчуждены друг от друга и зрителя. Город – вот главное действующее лицо. Он самодостаточен и живет своей собственной потаенной жизнью, как и сам художник.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Виадук» 1908 г.

Начало XX века – это время рождения разных направлений живописи: кубизма, футуризма, фовизма, авангардизма. Но Утрилло был далек от всего этого и в одиночестве создавал свою маленькую Вселенную.

В загородных пейзажах Утрилло развивает мастерство в написании деревьев, травы. Он очень тонко чувствовал природу и рисовал не по правилам искусства, а от чувств и ощущений, возникающих при наблюдении за природой. От того его деревья получались просто изумительными.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Скамейки в Монманьи» около 1906-1907 гг.

Важной темой в раннем творчестве художника является церковная архитектура. Утрилло не получил религиозного воспитания, но всегда внутренне стремился к духовному и возвышенному и принял католичество в зрелом возрасте.

1910-1918 годы. «Белый период» творчества

Период примерно с конца 1900-х по 1918 годов называют «белым периодом» из-за большого интереса художника к изображению белых плоскостей стен различных городских построек. Палитра картин становится светлой, приглушенной, почти монохромной.

Главным местом действия пейзажей становится Монмартр. В этот период Утрилло совершил потрясающее открытие в живописи – открытие белого цвета, белых стен, белого Парижа. Его белый цвет – не просто белый цвет, он имеет множество оттенков, нюансов и изгибов.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Тупик Коттен» 1911 г.

У художника Мориса Утрилло было собственное чувство города. В своих картинах он был очень педантичен и рисовал почти под линейку. Какой еще живописец будет рисовать по линейке забор? Но Утрилло желал быть достоверным. Он с любовью вырисовывал прямые улицы, заборы, извилистые деревья, обвалившуюся штукатурку, грязь и плесень на стенах.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Дом с соломенной крышей Генриха IV» 1912 г.

Но эта точность не внешняя, а внутренняя. Это не просто прямые улицы, серое небо, грязь – это внутренние переживания. Каждый цвет, особенно белый – это экзистенциальное состояние. Утрилло как будто вышел извне и вошел вовнутрь.

Его картины нравятся именно этим, мы восхищаемся его внутренним переживаниям, которые чувствуем сами. Художник тихо приглашает нас на городскую прогулку, предлагает рассмотреть каждый кусочек грязной облупленной стены и увидеть сказку.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Улица Бонне на Монмартре» 1918 г.
Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Площадь Абесс под снегом» 1918 г.
Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Церковь Сен-Пьер де Монмартр» 1914 г.

Для усиления осязаемости и натуральности Морис Утрилло часто примешивал к краске известь, гипс, клей, яичную скорлупу, иногда наклеивал на картон кусочки настоящей травы и листьев.

В «белый период» на полотнах художника появляются «главные герои», которых он будет изображать снова и снова в последующие года с разных ракурсов и в разные времена года: артистический кабачок «Проворный кролик», мельница Мулен де ла Галетт и собор Сакре-Кёр. По этим работам можно проследить эволюцию Утрилло как живописца, восхищаясь его способностью находить в одних и тех же родных местах новую прелесть.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Мулен де ла Галетт» 1910 г.
Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
Кабаре «Проворный кролик» 1910 г.

В 1913 году состоялась первая персональная выставка Мориса Утрилло, но успеха она не имела. После выставки художник совершил путешествие на Корсику, где написал с натуры несколько десятков картин. Корсика показалась Утрилло более дружелюбной по отношению к человеку, чем его родной Париж, поэтому все корсиканские работы светлы и жизнерадостны.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Корсиканский пейзаж» около 1913-1914 гг.

Душевные переживания, тоска, одиночество и алкоголь никогда не оставляли художника, и в 1916 году он вновь оказался в психиатрической клинике, где долго лечился. Результатом этого события стала картина «Безумие». Впервые центром работы становится человек, заброшенный и одинокий, окруженный мраком и лучами недостижимого света. Таким Утрилло увидел свой автопортрет.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Безумие»

До конца 1910-х годов живописец оставался невостребованным и почти неизвестным. Все изменится после первой мировой войны. Но это будет уже другой мир, другой Париж и другой Утрилло.

1919-1955 годы

Послевоенный Париж стремительно преображался. Облезлые домики и дешевые кабаки сменялись новыми аккуратными постройками. Город украшали флаги, разноцветные рекламы и афиши. Изменилась и живопись Утрилло.

Белый одинокий пасмурный Париж становится ярким и насыщенным, на улицах появляются кокетливые парижанки в тесных юбках. Тот таинственный и тихий Монмартр, который Утрилло выписывал с искренней любовью, стал совсем архаичным и ушел в прошлое.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Монмартр» 1922 г.

Постепенно к художнику приходит заслуженный успех. В начале 1920-х годов организуются несколько персональных выставок Утрилло, выходят первые альбомы, посвященные его творчеству.

Его картины начали продаваться и расти в цене. Теперь живописцу не приходилось бедствовать и отдавать работы за бесценок, чтобы прокормиться. А в 1928 году Утрилло даже был награжден орденом Почетного легиона.

Несмотря на успех, Утрилло продолжал оставаться одиноким. Мечтательный, подверженный ностальгии, чуждый материализму, он по-прежнему проводил жизнь в уединении и сосредоточенной работе. Даже цветной послевоенный Париж художник рисовал почти не выходя из дома, улавливая изменения, наблюдая со стороны.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Монмартр. Старые мельницы» 1922 г.

С женщинами у Мориса Утрилло отношения не складывались. В 1935 году в возрасте 47 лет он женился на давней подруге семьи Люси Валор, вдове банкира и коллекционера. Этот брак состоялся во многом благодаря матери Утрилло, Сюзанны Валадон, которая очень переживала за судьбу неприспособленного к жизни сына после её смерти.

Вскоре семья переехала за город, в местечко Ле-Везин. В следующем 1936 году Валадон умерла, а Утрилло оказался под присмотром жены, которая полностью взяла на себя заботы о нём.

Утрилло умер 5 ноября 1955 года в городке Даксе и был похоронен в Париже на кладбище Сен-Венсан, прямо напротив своего любимого кабачка «Проворный кролик» и недалеко от дома, где провел молодость.

Последние десятилетия своей жизни мастер жил прошлым и продолжал изображать Монмартр и его «главных героев», не теряя лиричности и душевности в своих работах. Никому не подражая, оставаясь всегда одиноким, художник Морис Утрилло стоит особняком в истории живописи XX века, создав собственную легенду о Париже…

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Мулен де ла Галетт» 1950 г.
Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Церковь Иври сюр Сене» 1922 г.
Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Улица Сен-Доминик и Эйфелева башня» около 1937-1938 гг.

В России творчество Мориса Утрилло мало известно и представлено всего тремя работами. Две из них хранятся в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а одна — «Улица Кюстин на Монмартре» — в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже.

Художник Морис Утрилло. Певец Монмартра
«Улица Кюстин на Монмартре» около 1909-1910 гг.
Предыдущая запись Умберто Мариани. Скрытые формы под складками кулис
Следующая запись Илья Овсянников. Глубина на плоскости
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Лилия:

    Ещё открыла для себя замечательного художника. Особенно понравились картины в его среднем периоде, особенно его «белый период творчества», площадь Абесс под снегом и картина «безумие». Видно, как он был счастлив, когда рисовал, особенно в раннем периоде. Потом пришло мастерство. Спасибо.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *