С детства Эдвард Мунк знал, что будет художником. И всю свою долгую жизнь он зарабатывал себе на хлеб исключительно рисованием. Не получив профессионального образования он, тем не менее, стал величайшим художником начала ХХ века.
Эдвард Мунк был философом от живописи – он ставил перед собой и зрителем экзистенциальные вопросы человеческого существования. Искал выразительные формы для рассмотрения главных онтологических проблем бытия. Проблем жизни и смерти, любви и страдания, одиночества и отчаяния. Родоначальник экспрессионизма, Мунк открыл новый язык в живописи – смелое, идущее из глубин души, неожиданное и тревожное высказывание.
Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать, Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и отстранился от детей.
Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.
Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.
Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».
Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала. Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве. Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.
Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София. Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен брат Андреас, выходящий из комнаты.
Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.
Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю жизнь стали его постоянными попутчиками.
В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже, где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.
В 1881 Эдвард поступил в Королевскую школу рисования, где в полной мере проявился его яркий и самобытный талант. Мунк был любимым учеником скульптора Юлиуса Миддельтуна, старшего преподавателя и главного вдохновителя всей творческой деятельности школы. Но опытному педагогу и художнику-академисту так и не удалось удержать юного гения в русле традиционной живописи.
Как только Эдвард почувствовал в себе силы сказать что-то свое, он резко отвернулся от академического пути и встал на тропу контр-культуры, выступающей против официального искусства.
Еще в школе рисования Мунк познакомился с художником-натуралистом Кристианом Крогом и даже посещал курс последнего. Крог ввел молодого гения в «Богему Христиании». Эта группа объединяла непримиримых бунтарей от искусства, проповедующих свободную любовь, нигилизм и отход от традиций. Идейным вдохновителем «Богемы» был яркий писатель и убежденный анархист Ханс Егер, оказавший на Мунка сильное влияние.
В живописи, тем временем, намечался революционный переворот. В начале 1880-х годов импрессионизм громко заявил о себе и стал самой обсуждаемой темой в кругах художников. Мунк живо присоединился к дискуссии – он рассматривал новое направление как основу для поиска собственного стиля.
Картина Мунка «Больная девочка», написанная под влиянием импрессионизма и выставленная на Осенней выставке 1886 года, принесла первый успех и вызвала неоднозначную реакцию. Критикам не понравилась именно манера письма – непроработка деталей, незавершенность композиции, грубая, почти неряшливая, фактурность.
Но художник не обращал внимания на подобные замечания. Его внутреннее устроение, философские раздумья и эмоциональный опыт нуждались в таком резком и незавершенном выплеске. Мунк сначала долго вынашивал в себе нечто, проникался этим и уже потом неожиданно воплощал. Выкрикивал осмысленное на холст.
В сюжете «Больной девочки», Мунк вновь вернулся к смерти своей любимой сестры Софии. Долго мучаясь над картиной (ему никак не удавалось передать бледную, почти прозрачную кожу) Мунк, как будто проходил ритуал очищения. Он мучительно вытравливал из себя стойкое присутствие смерти.
Конец 1889 года открыл новую главу в творчестве Мунка. В последнее десятилетие XIX века художник жил в Берлине и Париже, и только иногда, на каникулы, возвращался на родину. В Европе, Мунк пристально изучал всю доступную ему художественную среду и, хотя все пути для него были открыты, он всегда предпочитал престижным «салонам» группы и тусовки радикально настроенных аутсайдеров и неформалов.
На выставке 1892 года в Берлине произошел скандал. Критика снова обрушилась на Мунка, его выставили ренегатом, попавшим под влияние «разрушительного» импрессионизма. Но это только подогрело к нему интерес. Мунк стал героем и образцом для молодых авангардистов. Это был первый успех, показавший правильность выбранного пути.
Живя в Берлине, Мунк стал завсегдатаем кафе «У черного поросенка» где познакомился с творческой богемой. Его друзьями были писатели Август Стриндберг и Станислав Пшибышевский, личности яркие, талантливые и харизматичные.
Интеллектуал Стриндберг привлекал Мунка безграничной широтой своих увлечений, от научных экспериментов до оккультных практик. Именно Стриндберг привил художнику увлечение кристаллографией. В средние годы Мунк серьезно займется созданием своей собственной модели натурфилософии, где важное место займут процессы кристаллизации.
Их общение продолжалось всего несколько месяцев, пока Стриндберг по состоянию здоровья (психического характера) не вернулся на родину, в Швецию, где полностью погрузился в изучение оккультизма.
После отъезда Стриндберга в «Черном поросенке» появился следующий возмутитель спокойствия – поляк Станислав Пшибышевский. Это был чрезвычайно оригинальный человек, обладавший массой талантов. Прекрасный писатель и пианист-виртуоз, оккультист и культурфилософ, экстремист в литературе и символист в драматургии, автор трудов о Ницше и Шопене.
Интеллектуалы тех времен не проводили грань между искусствами. Пшибышевский играл на фортепьяно, Стриндберг рисовал, Мунк писал прозу, стихи и философские дневники. Они жили предельно насыщенной жизнью. Шел бесконечный и плодотворный обмен идеями. И не только идеями.
Богемный круг «Черного поросенка» конца XIX века оброс огромным количеством легенд, многие из них связаны с прекрасными женщинами. Одна из них, норвежская писательница и пианистка Дагни Юль, внесла в жизнь новых друзей особенную страсть и трагизм. Вероятнее всего, Дагни обладала необычайной привлекательностью и высочайшим интеллектом, благодаря чему вскружила головы очень многим.
У нее были бурные романы поочередно со Стринбергом и Мунком, потом она вышла замуж за Пшибышевского и родила ему детей. Закончила прекрасная соблазнительница трагично – в 1901 году она сбежала от мужа в Тбилиси, где была убита любовником в порыве ревности. Ей не было и 33-х лет. О последних днях жизни Дагни Юль писатель Юрий Нагибин написал тонкий и чувственный рассказ о любви и страсти «Трое и одна и ещё один».
Мунк долго не мог освободиться от чар великолепной Дагни и часто использовал ее образ в работах. Его картины «Мадонна», «Поцелуй», «Ревность» и «Вампир» написаны под прямым влиянием норвежской обольстительницы.
В середине 1890-х годов Эдвард Мунк начал осваивать новое для себя направление – печатную графику. Гравюры и литография привлекали мастера возможностью копирования и удивительными эффектами, основанные на контрасте. Интересно, что и здесь Мунк остался верен себе – он выверено использовал все огрехи и несовершенства технологии для большей выразительности своих задумок.
Всего Мунк создал около 700 гравюр и считается одним из самых плодовитых художников в этом виде искусства.
Средний период творчества Мунка отличает постоянное обращение мастера к сфере человеческих эмоций и переживаний. Но он не подражал и не просто переносил прочувствованное на холст, он смотрел в самую суть и брал только самое важное из эмоциональной сферы, самые сильные страсти, прорастающие в человеческих сердцах – ревность, отчаяние, любовное томление, страх.
Духовные поиски, саморефлексия и мучительное осмысление Бытия наполняют работы Мунка эффектом беспокойного присутствия и мощной визуальной составляющей. А его потрясающее умение упрощать свое высказывание до символа напрямую воздействует на подсознание зрителя. Например, картина «Поцелуй» являет собой манифест любви – сакральное слияние тел. Это Евангельское – «…и будут двое одна плоть».
В те годы Мунком написаны все самые знаменитые работы. Тогда и был отточен его оригинальный почерк. Упрощение, обилие струящихся изгибов, беспорядочность наложения слоев и незавершенность стали визитной карточкой художника.
Мунк прочитал «Преступление и наказание» в 1883 году сразу, как только вышел норвежский перевод романа. Моментально оценив масштаб гения писателя, тогда еще юный Эдвард на всю жизнь остался пылким поклонником творчества Федора Михайловича. Даже на свои работы он перенес почерк Достоевского – тягучую тревожность, рваные движения, постоянные вибрации света, пафосные шляпы на головах обывателей и нелепые яркие мелочи в траурных вздохах сюжетов.
В Достоевском Мунка привлекало то же, что и в другом его любимом писателе, Эдгаре По, то же, что всегда тревожило его самого – связь трансцендентного с реальным и борьба идеи с материей. Он всегда ощущал внутреннюю правду выше внешней. Чувствовал необходимость глубинной рефлексии и духовной работы.
Депрессивные бормотания Раскольникова, его бесцельные скитания по улицам мрачного города, приступы тошноты и страха были похожи на блуждания самого Мунка. Поиски самого себя в бесконечной тоске унылых пространств.
В конце XIX века Санкт-Петербург и Христиания были удивительно похожи – мрачные городские ландшафты и нарастающая власть капитала. Набирающая темпы индустриализация превращала людей в безропотных винтиков системы. Осознание тяжелой жизни простых людей приводила к тягостным раздумьям людей творческих, чувствующих. Русский писатель и норвежский художник, два гения, жили на одной волне. Им обоим было доступно глубинное понимание тотальной неправды современного мира. Они оба слышали крик.
В мунковском «Крике» кроме страшного вопля природы, изломанного и нестерпимого, слышен и крик, который почудился Родиону Раскольникову, после убийства старухи. Крик ужасный, похожий на вой и скрежет. Исступленный глас, указующий на зарождение нового существа – человекобога, вскормленного камланиями утонченных интеллигентов, типа Ставрогина и Кириллова. Крик, предваряющий сюрреалистические фантазмы и адские кошмары XX века.
В начале ХХ века в творчестве Мунка происходят серьезные метаморфозы. От символизма и загадочности среднего периода он переходит к более простым и прямолинейным сюжетам. Витальность, яркий солнечный свет, монументальные фигуры и экспрессивные пейзажи стали преобладать в его работах. Плавные изгибы фона выпрямились и превратились в ровные движения кисти.
Мунк обратился к портретам и пейзажам, но уже в другом ключе. В работах стали преобладать монументальность, мощная энергетика и чистые цвета, что сильно контрастировало с его предыдущими мрачными и депрессивными работами.
Возможных причин для таких фундаментальных изменений в творчестве могло быть несколько. Одной из них был сильнейший нервный срыв и последующая госпитализация в психиатрическую лечебницу в 1908 году.
Другой причиной были новейшие тенденции в живописи, характерные для того времени. Подражание Ван Гогу, Гогену и Матиссу дали начало новому стилю – немецкому экспрессионизму. Входил в моду фовизм, использовавший яркие цвета. Мунк вбирал в себя современные ему тренды и сам внес лепту в развитие целых направлений.
Еще одной, более вероятной, причиной метаморфозы стало сближение Мунка с веймарским кругом почитателей Фридриха Ницше.
С философией Ницше Мунк был знаком еще в конце XIX века, а в начале XX века он вошел в тесное общение с сестрой философа, Элизабет Ферстер. В 1906 году Мунк написал знаменитый портрет Ницше, где изобразил философа высоко парящим над миром обыденной жизни. Философ стоит на импровизированном балконе, между небом и землей, и размышляет над фундаментальными вопросами бытия.
В 1916 году Эдвард Мунк приобрел недалеко от Христиании небольшое поместье Экелю, где прожил около 30 лет, до своей кончины. Годы в Экелю оказались самыми плодотворными в его творчестве. Сад и окрестная природа стали для художника бесконечным источником вдохновения.
Мунк увлеченно пишет крестьян, лошадей, бескрайние поля, деревья и цветы. Он находит неожиданное успокоение и наслаждение в сельской жизни. Картины того периода отличает реалистический и прагматичный настрой. Умиротворенное воспевание обыкновенного и нарочито банального среза бытия.
Но его эксперименты продолжаются. Мунк переосмыслил некоторые свои старые картины, дал им второе, подчас более тревожное, дыхание. Продолжил писать автопортреты, где предчувствие смерти и бренности человеческого существования перемежаются с усталостью пожилого человека.
На последнем автопортрете, найденном только после смерти художника, Мунк изобразил себя в комнате рядом с обыкновенными вещами, окружающими человека. Он показал себя вещью среди вещей. Частью того хлама, который выкидывается при смене хозяина. Художник – прах, и в прах возвратится. Только искусство имеет непреходящую ценность, только оно вечно. Любопытно, что над кроватью Мунка, на этом автопортрете, изображена его собственная и самая любимая картина «Кроткая».
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года в полном одиночестве. На столике, рядом с кроватью лежал потертый томик датского перевода «Бесов» Достоевского.
Прочитала и осознала статью на одном дыхании,как интересную книгу. Конечно, художника лучше понимаешь, зная его жизнь, тем более такого. Мне очень нравятся его картины, нарисованные в состоянии наибольших душевных переживаниях и конечно «Крик». Точно такие же переживания я испытываю к картинам Ван Гога. Спасибо за замечательную статью.
Да, Мунк велик. Он не оставляет равнодушным. Спасибо Вам за отклик, мне было приятно.
«Крик» ( норв. Skrik ) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника- экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.