Осматривая гор вершины,
их бесконечные аршины,
вином налитые кувшины,
весь мир, как снег, прекрасный,
я видел темные потоки,
я видел бури взор жестокий,
и ветер мирный и высокий,
и смерти час напрасный.
Такими словами начинает «Элегию» самый загадочный поэт ХХ века Александр Введенский. К вершинам поднимает он свой пристальный взгляд. Только так, постоянно вглядываясь вверх, оперируя высочайшими смыслами, можно увидеть наш мир прекрасным. Чистым как снег. Только стоя на вершине, можно охватить масштаб происходящего и восхититься обыденным. Ибо без восхищения «нам туго пасмурно и тесно».
«Двое на вершине» назвали свою выставку питерские художники Борис Борщ и Оксана Жирова. С вершины они ведут живописный репортаж и показывают зрителю, насколько наш мир прекрасен.
Борис и Оксана художники непохожие – их взгляды направлены в противоположные стороны, а воплощенные замыслы различаются в корне. Но живописное высказывание сближает столь разных мастеров. Делает их крайне близкими по духу художниками. Родственными душами, взыскующими радости от простого созерцания окружающего мира.
Широкий мазок кисти Бориса Борща нагл и выразителен. Он кажется невозможным для городского пейзажа. Слишком общим и густым. Создается впечатление, что он не сможет передать детали. Но это если рационально мыслить. Если же просто наслаждаться картинами Борща, то мысли о деталях отступают, и в глаза бросается абсолютная целостность композиции. А за городским пейзажем, за обычными домами и машинами видится нечто большее. Что-то очень важное и бесконечно красивое.
Борис Михайлович предпочитает работать с натуры, но он не копирует увиденное, а рассказывает о нем. Делится со зрителем своими впечатлениями и догадками. А впечатлений много – в каждом мазке, в каждом изгибе отдельный рассказ. Яркий, сочный, цветной.
Его питерские домики, деревья и люди выглядят трогательно и наивно. Они пойманы взглядом с вершины – взглядом добрым, бережным и слегка ироничным. Взглядом, очень любящим краску.
Краска, ложась на холст, раскрывается и увлекает зрителя внутрь самой себя в свою собственную сказку. В свое, до времени молчащее, событие. И в этот момент возникает, очень редкая в наше время, возможность вырваться из суеты повседневности, из дурной бесконечности социальных телодвижений.
Нужно сделать лишь одно — «остановиться, оглянуться» и насладиться краской в широких и ярких мазках Бориса Борща.
Оксана Жирова художник менее опытный, но по выразительности не уступает своему коллеге. Ей тоже глубоко не безразличен окружающий мир. Поэтому живопись Оксаны также подкупает непосредственностью и свежим взглядом на обыденные предметы. Ее натюрморты пасмурны и философичны, а портреты ярки, красочны и безупречно живописны.
Неточность линий дает картинам Оксаны поэтичность и легкость, а небрежность кисти добавляет загадочности. Цветовые пятна играют, сливаются и растворяются друг в друге. Краска пронзает краску. Краска взывает краску из небытия. Живопись льется и раскрашивает холст. Жизнь торжествует.
Смешение цветов и россыпь мазков зовут задуматься о вечных истинах, окружающих нас повсюду. В каждом дворике, дереве или в лицах можно бесконечно открывать нечто новое. Нечто яркое. Нечто непроявленное. Каждым цветом можно наслаждаться бесконечно.
Соцветия радости, бутоны разноцветных красок, распускающиеся на картинах Оксаны Жировой и Бориса Борща дают зрителю того самого «воздуху», которого надобно всем человекам. Воздуху, чистого и горного. Воздуху вершин.
Больше картин с выставки можно увидеть в нашем Инстаграме.
Статья понравилась, ещё узнала двух художников. Очень милые и трогательные натюрморты, цветы в вазах Оксаны Жировой. Понравились дворики центральных районов нашего Питера Бориса Борща, тоже мило. Но это заслуга старых двориков дореволюционных городов больших и провинциальных. Спасибо.