Живопись Владимира Паршикова. Тоска по настоящему

Стихотворение «Жалость к младенцам» архиепископа Иоанна Шаховского заканчивается такими словами:

Послушай, как дети плачут,
Ты правду мира услышишь —
Ведь слёзы младенцев значат,
Что каждый из них подкидыш.

На картинах петербургского художника Владимира Петровича Паршикова можно увидеть очень схожие мотивы, только его младенцы выросли и осознали суть своего положения. Осознали свою оторванность от источника жизни и заброшенность в бесконечные пространства ненастоящего.

Художник Владимир Паршиков

Большинство работ мастера пронизаны глубинной печалью ищущих тайну человеков. Хотя тайна и невыразима, художнику удается приблизиться к ней. Показать ее очертания.

Очертания. Этот прием мастер использует очень насыщенно. Его очертания полновесны, с долгими переходами цвета. Паршиков – художник цвета, его живопись существует сама по себе. Ей не нужны сюжеты или виды, она самодостаточна. Сочетания цветов, найденные мастером, извлекают из зрителя трогательную внутреннюю историю. Глубинный мотив, ждущий своего часа, разворачивается в сознании и вызывает щемящее чувство узнавания и понимания.

Художник Владимир Паршиков
«В подземном переходе» 2006
Художник Владимир Паршиков
«Блудный сын» 2000-е

Можно долго наблюдать за цветом, за его переливами и смешениями, встречами и расставаниями. Синтез холодного и теплого оттенка, резкого и спокойного настроения приводит в состояние вовлеченности, и зритель вступает в пространство мастера.

Один цвет, переходя в другой, в каком-то месте съеживается и проступает человек. Его контур и его настроение. Хотя лица не видно, состояние персонажа понятно – это бездонная грусть.

Глубочайшая вселенская грусть. Грусть от одиночества, замкнутости и бесконечного поиска. Грусть от заброшенности в мир, который тоже уязвим и также неполноценен, как человек. Грусть от вида окружающего человека города, размытого, неяркого, призрачного и задумчивого.

Художник Владимир Паршиков

Виды Петербурга на картинах мастера обманчивы, неконкретны и ускользающи. Силуэты простые, и чувствуются знакомые нотки в передаче цвета – город создан из того же материала, что и человек. Из тех же сочетаний печального с еще более печальным.

Автору не интересен материальный мир с его подробностями. Весь пафос художника сфокусирован на ощущениях. Да и не пафос это, а легкий жест взыскующей души.

Свобода от пространств и пропорций дает мастеру возможность полноценного и незамутненного высказывания. Он делится со зрителем настроением, вдыхая свой внутренний поиск в силуэты человеков. При этом Владимир Петрович ненавязчив, он не делает высказываний и пророчеств – он размышляет.

Художник Владимир Паршиков

Размышляет о своих сокровенных переживаниях, и рассказывает это сам себе. Неясно, нужны ли ему зрители, или его творчество это сплошная рефлексия. Рассматривание своего сна. Или полусна.

На полотнах Паршикова изображено много людей – застывшие и молчаливые они смотрят вдаль и вопрошают. Точнее, через них вопрошает автор, расставляя фигуры по всей поверхности своего призрачного мира.

Блуждающие тени в сумрачном лесу, нестерпимо желающие света. Печальные влюбленные, полные чуткости и счастья.

«Двое» 2011

Силуэты людей, бредущие по лестницам и подземным переходам, заблудившиеся в своем бытии. Ночные фонари, не дающие надежды. Тени на фоне призраков. Призраки людей и призраки домов.

Художник Владимир Паршиков

Из тени к свету тянутся очертания людей. Безликие бредут за безликими. Из смерти в жизнь хотят они устремиться. Мечтают обрести покой, преодолев притяжение мира сего. Хотя, некоторые никуда не торопятся, стоят и ждут, пока тень сама отойдет от них. Или они просто не понимают, что происходит.

Художник Владимир Паршиков
«Из тени» 2009

Кажется, что художник оперирует архетипами, вызывая из глубин души образы внутренних вибраций. У его человеков нет плоти, она размыта. У них нет движений, они обездвижены поиском. Поиском смыслов. Поиском себя.

Художник Владимир Паршиков
«В ожидание» 2008

Они вглядываются в окружающее пространство, осмысляют и вопиют. Им нестерпима имитация жизни и невыносима симуляция чувств. Они заблудились в иллюзорных городах. Они хотят быть настоящими, чтобы почувствовать легкое дуновение ветерка и приблизиться к Бесконечному Источнику этого дуновения…

Художник Владимир Паршиков

Владимир Петрович Паршиков, член Союза художников СССР,
родился в Ленинграде 26 января 1937 года.
Входит в объединение «Безнадежные живописцы».
Предыдущая запись Художница Ольга Розанова. В ожидании преображенного мира
Следующая запись Леон Блуа. Возмутитель спокойствия
Обсуждение: 4 комментария
  1. Лилия:

    Я потрясена увиденным.Не оторваться. Хочется докопаться до мыслей художника. Как же он несчастен. Такие мысли возникли. А ещё я подумала, не состояние ли это клинической смерти где всё так размыто. Вспомнила литовского художника Чюрлёниса. Там тоже много мыслей вызывает. Спасибо за открытие, хочется смотреть и молчать.

    Ответить
  2. Лилия:

    По поводу стихотворения. Потрясающее , мудрое . Все мы подкидыши Но если учесть , что мы сами, там на верху , выбираем себе семью — мы хозяева своей жизни. Как то так..

    Ответить
  3. Daria:

    Картины как-будто светятся…

    Ответить
  4. Лилия:

    Да, Даша, правильно подметила. Это совпадает с моим предположением.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *